Дудин Н.М., Омарова З.К.
ЦИФРОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ УСЛУГ И ТОРГОВОМ СЕКТОРЕ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫГОД
Михаил Николаевич Дудин — доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института проблем рынка РАН; SPIN-код 8139-4337 / ORCID0000-0001-6317-2916 (Россия, Москва), E-mail: dudinmn@mail.ru
Зарема Курбановна Омарова — доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН, SPIN-код 3221-1290 / ORCID0000-0003-4335-6982 (Россия, Москва), E-mail: omarova@ipr-ras.ru
Аннотация. В статье уточнены сущность цифрового предпринимательства, которое развивается с экспоненциальной скоростью, в корне меняя суть бизнеса, выявлено его влияние на условия хозяйствования и управления предприятиями. В статье определены характерные черты предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики, проведен анализ динамики электронной торговли по всему миру в течение 2015 – 2017 гг. На основе исследования предложены основные направления развития цифрового предпринимательств в сфере торговли и секторе услуг. Цели статьи. Целями данной статьи является анализ уровня цифровой трансформации торговли и сферы услуг в России и за рубежом; исследование и обоснование направлений цифровой трансформации отечественного сектора розничной торговли и сектора услуг на основе анализа перспективных цифровых технологий. Объект исследования — цифровое предпринимательство. Предмет исследования — сущность и выгоды развития цифрового предпринимательства в сфере торговли и секторе услуг. Методологической базой исследования выступили такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В статье определено, что цифровое предпринимательство может помочь предприятиям, в частности малым и средним, преодолеть препятствия для их расширения; кроме этого, это возможность для малых предприятий участвовать в различной бизнес активности при условии равных возможностей сотрудничества и инноваций.
Ключевые слова: цифровое предпринимательство, цифровая торговля, электронная коммерция, цифровая экономика, торговля и сфера услуг, цифровая экономика, предпринимательство.
Литература:
- Колодняя Г.В. Цифровая экономика и предпринимательство: возможности развития//В сборнике: Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства: новые решения, проекты, гипотезы. Материалы V Международного научного конгресса. Под научной редакцией А.В. Шарковой, И.А. Меркулиной. – 2017. – С. 355-358
- Стрельцов А.В., Яковлев Г.И., Никулина Е.Ю. Обеспечение конкурентных преимуществ промышленных предприятий и предпринимательство в условиях цифровой экономики//Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2018. – № 1. – С. 253-261.
- Беленький А. Конвергенция ИТ-, телеком- и медиатехнологий на фоне дивергенции Компьютер Пресс. 2011. URL: http://compress.ru/article.aspx?id=22247.(дата обращения 03.03.2019)
- Adobe Systems (2018). Analytics. URL: https://www.adobe.com/experience-cloud/topics/analytics.html?promoid=4JW79HWC&mv=other (date accessed 03.03. 2019)
- Elia, V., Gnoni, M. G., Tornese, F. (2017), Measuring circular economy strategies through index methods: A critical analysis. Journal of Cleaner Production, 142, pp. 2741-2751.
- Fan, Y., Qiao, Q., Fang, L., (2017), Network analysis of industrial metabolism in industrial park: a case study of Huai’an economic and technological development area. Journal of Cleaner Production,142, pp. 1552-1561
- Gomez, A. M. M., Gonzalez, F. A., Barcena, M. M. (2018). Smart eco-industrial parks: A circular economy implementation based on industrial metabolism. Resources, Conservation and Recycling, 135, pp. 58-69
- International Data Corporation (2018). IDC Investment Research. URL: https://www.idc.com/promo/investment-research (date accessed 03.03. 2019)
- King, T., Aggarwal, N., Mariarosaria, T., Floridi, L. (2018), Artificial Intelligence Crime: An Interdisciplinary Analysis of Foreseeable Threats and Solutions (May 22, 2018), URL: https://ssrn.com/abstract=3183238 (date accessed 03.03. 2019)
- Martinez-Miranda, E., McBurney, P., Howard, M.J. (2016). «Learning Unfair Trading: a Market Manipulation Analysis from the Reinforcement Learning Perspective» in Proceedings of the 2016 IEEE Conference on Evolving and Adaptive Intelligent Systems, EAIS, 103, pp. 9.
- Mesenbourg T. L. Measuring the Digital Economy / US Bureau of the Census, Suitland, 2001. Retrieved from: https://www.census.gov/content/ dam/Census/library/workingpapers/2001/econ/umdigital.pdf. (date accessed 03.03. 2019)
- Stahel W. R. (2016), The circular economy, Nature News, 531, 7595, p. 435
- Statista. The Statistics Portal for Market Data, Market Research and Market Studies. URL: https://www.statista.com (date accessed 03.03. 2019)
- What is digital economy? Unicorns, transformation and the internet of things. Access mode:https://www2.deloitte.com/mt/en/pages/technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html / – Title from the screen
- Worldwide Retail and Ecommerce Sales: eMarketer’s Estimates for 2016–2021 (2018). Emarketer.com: URL: https://www.emarketer.com/Report/Worldwide-Retail-Ecommerce-SaleseMarketers-Estimates-20162021/20020 (дата обращения 04.03.2019)
- 2018 RIS/Gartner Retail Technology Study: Wake Up Call for Digital Transformation. Risnews.com: URL: https://risnews. com/2018-risgartner-retail-technology-study-wake-call-digital-transformation (дата обращения03.2019)