ISSN 2409-7616

Подзорова С.В.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Светлана Владимировна Подзорова —кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирского государственного педагогического университета (Россия, Новосибирск), РИНЦ SPIN-код: 5368-2104, E-mail: svetlana.podzorova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления формирования структуры и содержания методической компетенции, методического мышления будущего учителя начальных классов. Методическая компетенция является составляющей профессиональной педагогической компетентности, которая включает специальные знания умения по проблемам конкретного преподавания той или иной дисциплины начальной школы, теоретического и практического (деятельностного) плана. Методическая компетенция показывает готовность и способность студента эффективно проектировать, организовывать, управлять образовательным процессом по решению целей, задач обучения начальной школы. Методическое мышление никак не представлено в сознании студента, поэтому необходимо формировать не только необходимые знания и умения, но дать непосредственные способы действия по их реализации. Для этого в процессе преподавания методики необходимо сочетать учебную, исследовательскую и практическую деятельность, т.е. проводить научно-практические исследования, эксперименты, анализ научно-методической литературы и передового опыта методической деятельности в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, методическая компетенция, методическое мышление, начальная школа, будущие учителя.

 

Литература:

  1. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3 (3). — С. 15.
  2. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. 2016. — № 1 (5). — С. 38-45.
  3. Касенова Н.Н. Особенности формирования и развития культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ» — №3 (3).
  4. Кертаева Г.М., Мардахаев Л.В. Формирование деонтологической направленности сознания будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2015. — № 4. — С. 17.
  5. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. –1986. –№ 2. – С. 21–30.
  6. Мардахаев Л.В. Подготовка социальных педагогов в России: опыт и проблемы // Социальная педагогика. 2011. № 1. С. 11-19.
  7. Мардахаев Л.В. Педагог, его место и роль в образовательной организации // Профилактика зависимостей. 2015. — № 3. — С. 187-195.
  8. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  9. Саранцев Г.И. Современное методическое мышление // Педагогика. 2010. – № 1. – C. 31–40.
  10. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Состав слова» в начальной школе // «Смальта» −2015. – №3. — С. 80
  11. Подзорова С.В. К вопросу о сущности понятий «компетентность» и «компетенция» в системе школьного образования // В мире научных открытий. 2010. – № 4 (10).− Ч.2. – С. 35–38.
  12. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в период обучения грамоте // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: матер. всероссийской научно-практической конф. с международным участием (17-18 апреля 2014 г., г. Новосибирск). — Новосибирск: НГПУ, 2014. – Часть 1. – 231 с.
  13. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения графики в период обучения грамоте. «Смальта» − 2014. – № 5 – С. 115−117.
  14. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Морфология» в начальной школе // Мастерство педагога и инновации в образовании: матер. II Международной научно-практической конф. (15 июля 2015 г., г. Москва). – М.: Изд-во Институт стратегических исследований, 2015. — № 8 (3). – 83 с.
  15. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе // Символ науки. 2015. — №6. — С. 280-284.
  16. Подзорова С.В. Формирование грамматических (языковых) понятий младших школьников как основа развития метапредметных действий // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ» — №3 (12).
  17. Подзорова С.В. Основные положения формирования универсальных учебных действий младших школьников Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков. ─ Чебоксары: ЦНС «Интеркативплюс», 2016. – 276 с.
  18. Федосеева И.А. Р Развитие человека в современном мире. 2014. № V-1 (V). — С. 162-168.
  19. Федосеева И.А. Размышления о гендерной культуре учителя // Электронный журнал «ЦИТИСЭ» 2015. — № (1).