ISSN 2409-7616

Мардахаев Л.В.

НЕФОРМАЛЬНОЕ, ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Лев Владимирович Мардахаев — доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и семейной педагогики, Российский государственный социальный университет (Москва, Россия), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9654-9246, SPIN-код: 6449-0103; E-mail: mantissa-m@mail.ru

 Аннотация. В статье раскрывается существо неформального, естественного, средового воспитания, как воспитание несовершеннолетнего через образ жизни. Выделяются истоки естественного воспитания ребенка, получившие отражение  теории свободного воспитания. Представлены обоснованность и критичность существа свободного воспитания несовершеннолетнего. Раскрывается понимание существа образа жизни, как фактора воспитания несовершеннолетнего. Выделены наиболее характерные среды, в которых образ жизни оказывает существенное влияние на воспитание подрастающего поколения. Дается характеристика качественного изменения семьи и влияния ее образа жизни, складывающегося в ней на естественное воспитание детей, а также возрастающей роли родителей в проявлении поведения, как пример, для подражания детьми. Охарактеризовано существо образа жизни несовершеннолетних в различных образовательных организациях, различных центров досуга, детско-юношеских спортивных организаций, а также понимания необходимости их педагогизации с позиции С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Раскрывается понимание развитого детского воспитательного коллектива, разработанного А.С. Макаренко, его характерологические особенности, а также выделены параметры порядка, сложившиеся в детской воспитательной среде, выступающие основой его устойчивости. Выделяется и раскрывается образ жизни в формальных и неформальных молодежных объединениях, а также улицы, выступающие факторами естественного воспитания несовершеннолетних. Подчеркивается необходимость их педагогизации.

Ключевые слова: воспитание, естественное воспитание, свободное воспитание, образ жизни, среда, педагогизация среды.

 

Литература:

  1. Вопросы воспитания. – 2010. – № 4(5).
  2. Еремин В. Воспитание в испытаниях. – М.: Издат. «Манн, Иванов и Фербер», 2011.
  3. Еремин В. Отчаянная педагогика. – М.: Гуман. издат. центр ВЛАДОС, 2008.
  4. Калабалин А.С. Педагогические размышления: сб. – Изд. 2-е, испр. и доп. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Группа МДВ, 2017.
  5. Калабалин С.А. Педагогические размышления: сб. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Юстиция, 2017.
  6. Калабалина Г.К. Педагогические размышления: сб. – Изд. 2-е, испр. и доп. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Группа МДВ, 2018.
  7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. – М.: «Педагогика», 1983-1986.
  8. Мардахаев Л.В. Социализирующая ситуация развития личности как явление и процесс: социально-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. – 2017. – № 2(11). – С. 14.
  9. Мардахаев Л.В. Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 5. – С. 67-71.
  10. Мардахаев Л.В. Стимулирование социализации несовершеннолетних в условиях образовательной организации // Профилактика зависимостей. – 2015. – № 4 (4). – С. 52 – 60.
  11. Мардахаев Л.В. Синергетический анализ устойчивого развития воспитательной системы А.С. Макаренко // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2014. – № 10. – С. 53-59.
  12. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Мудрость великих педагогов. – М.: Абрис, 2018.
  13. Отечественная социальная педагогика: хрестоматия [Электронный ресурс] / сост. и науч. ред. Л.В. Мардахаев. В 2-х ч. – М.: Изд-во РГСУ, 2013.
  14. Платон. Собрание сочинений. В 4-х т. – М.: РАН Институт философии: Изд-во «Мысль», 1994.
  15. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. – Т. 1 / под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1981.
  16. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н.В. Вейкшан. – М.: Педагогика, 1989.
  17. Шацкий С.Т. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980