ISSN 2409-7616

Володин Р.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ОФИЦЕРОВ

Роман Викторович Володин — командир батальона курсантов, Новосибирское высшее военное командное училище (Россия, Новосибирск), SPIN-код: 8977-0990; E-mail: rvvolodin@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются истоки и идейно-ценностные основания профессионального воспитания российских офицеров, начиная с деятельности Петра I, который создал первые военно-образовательные заведения по подготовке офицерских кадров, тем самым положил начало становлению системы их профессионального воспитания. Автор связывает процесс профессионального воспитания российских офицеров с формированием у них чувства патриотизма. Именно государственно-патриотическое воспитание выступает главным фактором формирования офицера как человека-патриота, гражданина с развитыми патриотическими убеждениями, чувствами, готовностью к активным действиям для защиты интересов России. В современных социокультурных условиях патриотизм является идейно-ценностной основой профессионального воспитания российских офицеров. Основными истоками их профессионального воспитания являются: изучение военной истории; официальное нормативное закрепление требований к патриотическим качествам офицера; традиции, обычаи, ритуалы российского народа и его армии; российский этнический менталитет, религиозная и светская вера россиян, российская природа, поселенческая инфраструктура и культурно-образовательное пространство военного вуза.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, российский офицер, военный вуз, военная педагогика, воспитание военнослужащих.

 

Литература:

  1. Антология военно-педагогической мысли России: учебное пособие / под ред. Е.А. Соколкова. — Новосибирск: изд-во НВВКУ, 1991. 85 с.
  2. Военная педагогика: учеб. пособие / Под ред. И.А. Алехина. — М.: Изд-во ВУ, 2007. — 464 с.
  3. Военная педагогика: учебное пособие / Под ред. А.А. Башлакова. М.: Изд. дом «Красная Звезда», 2003. — 504 с.
  4. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов; под ред. С.В. Дармодекина, А.К. Быкова. — М.: ГНИИ семьи и воспитание, 2007. — 328 с.
  5. Гершунский Б.С. Образование в культуре и культура образования // Матер. Всероссийской науч. конф.: в 2 ч. — Новосибирск: НИИ Философии образования НГПУ, 2002. Ч. 1. — 300 с.
  6. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира: учеб. пособие. — М.: Совершенство, 1999. — 224 с.
  7. Егорычев А.М., Ткаченко А.В. Межнациональное общение и взаимодействие: составляющая профессиональной подготовки специалистов таможенного дела // Ученые записки РГСУ. 2016. Т. 15. — № 1(134). – С. 102-110.
  8. Егорычев А.М., Буксикова О.Б. Россия перед вызовами XXI века: контекст роста значимости образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 11 (74). С. 13-17.
  9. Егорычев A.M. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Экономика образования. 2011. — № 1. — С. 37-42.
  10. Ефимов В.С., Ермаков С.В., Пригожих В.А. Культурно-образовательное пространство города и становление человека: проблемы, проект, реализация // Образование и социальное развитие региона. 1999. — № 3–4. — С. 43–55.
  11. Иванов В.Н., Лаптев Ю.В., Слепов В.Я. История отечественной военной педагогики. — СПб.: Изд-во СПбВИ МВД России, 1997. — 219 с.
  12. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Корнеева, Н.Ф. Наумова. — М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  13. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 320 с.
  14. Лопуха А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. Новосибирск: НГПУ, 2001. — 252 с.
  15. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. 2015. — № 1(1). — С. 16.
  16. Мардахаев Л.В Деонтология социальной педагогики, ее сущность и содержание // Социальная политика и социология. 2011. — № 11(77). — С. 208-222.
  17. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  18. Наука побеждать. — М.: Даниловский благовестник, 2008. — 320 с.
  19. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  20. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 25.03.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  21. Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; РАН Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. — 944 с.
  22. Пель В.С., Турченко В.Н., Шматков Р.Н., др. Философско-методологические основы образовательных инноваций в условиях глобализации: монография / Под ред. В.Н. Турченко. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. — 286 с.
  23. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 102-109.
  24. Серых В.Д. Воинские ритуалы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Воениздат, 1986. — 255 с.
  25. Теория и практика воспитательной работы: учебник / Под ред. С.А. Чернова. — Новосибирск: НВВКУ, 2009. 258 с.
  26. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие. — М.: «Проспект», 1999. — 472 с.
  27. Федотов Г.П. Святые древней Руси. 3-е изд. Париж: YMCA–PRESS, 1985. — 241 с.
  28. Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я. История России. XVII–XIX вв.: хрестоматия. Под ред. А.Н. Сахарова. — М.: «Вербум М», 2003. — 408 с.