ISSN 2409-7616

Алексеева А.А.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

Алина Анатольевна Алексеева — старший преподаватель кафедры психологии факультета естественных наук, медицинского и психологического образования Псковского государственного университета. РИНЦ SPIN-код: 9759-170. Телефон: 8-921-112-59-25, e-mail: Shinkareva-Alina@rambler.ru, (Россия, Псков)

Аннотация. Определено место коммуникативной, интеллектуальной и методической компетентности в структуре профессиональной деятельности учителя. Рассматривается созданная автором шкала оценки профессионального взаимодействия учителя с учащимися на уроках физики и математики на основе ряда критериев, выделенных В.А. Оганесяном, Л.М. Митиной, Н.В. Бордовской, Е.В. Титовой. В качестве критериев выступают девять компетенций, отражающие взаимодействие учителя с учащимися на уроке. Психометрическая надежность шкалы проверялась с помощью исследования внутренней согласованности показателей на основе критерия альфа – Кронбаха; определения норм для эмпирических показателей и интегрального показателя шкалы; проверки методики на надежность с применением ретестового метода; анализа частотного распределения по интегральному показателю шкалы и анализа частотного распределения эмпирических показателей; уточнения структуры шкалы с помощью факторного анализа. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о наличии в структуре профессиональной деятельности будущего учителя физики и математики двух интегральных факторов – интеллектуально-коммуникативного и коммуникативно-методического.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, интеллектуально-коммуникативная компетентность, коммуникативно-методическая компетентность.

Литература:

  1. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34 – 42
  4. Исследование мотивации и готовности студентов к участию в реализации компетентностного подхода к результатам их образования / Медведева И.Н., Мартынюк О.И., Панькова С.В., Соловьева И.О., Шинкарева А.А. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2010. № 10. С. 74-91.
  5. Колетвинова Н.Д. Коммуникативная компетенция учителя математики // Высшее образование в России. 2004. № 10. С. 153-154
  6. Компетентностная модель выпускника физико-математического факультета / И.Н. Медведева, О.И. Мартынюк, С.В. Панькова, И.О. Соловьева. Псков : ПГПУ им. С.М. Кирова, 2008. 160 с.
  7. Ларионова О.Г. Компетентность – основа контекстного обучения // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 118 – 122
  8. 8. Ларионова О.Г. Подготовка учителя математики в условиях контекстного обучения. М.: МГОПУ, 2006. 172 с.
  9. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза: метод. рекомендации / сост. Н.В. Бордовская, Е.В. Титова. СПб. – Архангельск, 2003. 72 с.
  10. 10. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Оганесян В.А., Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Саннинский В.Я. М.: Просвещение, 1980. 368 с.
  11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
  12. Митина Л.М. Психологу об учителе: личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. М.: МГППУ, 2010. 384 с.
  13. Новые подходы к методологии оценки образовательных результатов / М.В. Артамонова, И.Н. Медведева, О.И. Мартынюк, С.В. Панькова, И.О. Соловьева, А.А. Шинкарева // Экономика образования. 2010. №2. С. 47 – 73
  14. Сергеева Л.А. Математический язык и понимание математики школьниками. Монография. Псков: ПГПУ им. С.М Кирова, 2008. 216 с.
  15. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.