ISSN 2409-7616

Быков А.К.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Анатолий Карпович Быков — доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-методического центра педагогического сопровождения последипломного образования ГБОУ МО «Академия социального управления», SPIN-код: 1383-6360; Email: akbikov@mail.ru,(Россия,Москва)

Аннотация. В статье лекция обосновывается как инновационная форма учебных занятий в контексте реализации компетентностного подхода к образовательному процессу в вузе. Раскрыты основные формы педагогического взаимодействия на лекции, характеризующие ее интерактивность: опрос (фронтальный и индивидуальный), дискуссия, групповая (командная) работа. Изложены методические особенности проведения лекции-диалога, лекции-дискуссии, проблемной лекции как частных видов интерактивной лекции. Приведена классификация приемов активизации познавательной активности студентов на лекционном занятии: приемы, способствующие возникновению проблемной ситуации в ходе лекции; приемы повышения познавательного интереса к излагаемому материалу, привлечения к нему внимания; приемы привлечения преподавателем внимания к себе и своей речи. Представлены рекомендации по подготовке преподавателя к интерактивной лекции.

Ключевые слова: лекция, интерактивная лекция, лекция-диалог, лекция-дискуссия, проблемная лекция, высшее образование, познавательная деятельность студента, педагогический прием.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во Московского университета, 1988.
  2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Быков А.К. Педагогическая техника преподавания учебных дисциплин в военно-учебном заведении: учебно-методическое пособие. – М.: Военный университет, 2000.
  4. Быков А.К. Педагогическое мастерство преподавателя вуза: монография. — М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013.
  5. Егорычев А.М. Традиции и инновации в мировой системе образования: поиск оптимального варианта //Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: матер. Междун. научно-практ. конф. -2013. — № 7. — С. 129-141.
  6. Егорычев А.М. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ, 2015, № 3(3).
  7. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие / Сост. Н.В. Соловова, С.В. Николаева. – Самара: «Универс групп», 2009.
  8. Лишевский В.П. Педагогическое мастерство ученого: О преподавательской деятельности профессора А.П. Минакова. – М.: Наука, 1975.
  9. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебн. пособ. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». — URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/ [Дата обращения 28.12.2016 г.].
  11. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / Сост. Е.И. Сафонова; Отв. редактор В.В. Минаев. – М.: РГГУ, 2011.
  12. Рубинштейн С.Л. Учение И.П. Павлова и психология // Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1976. – С. 167-188.
  13. Egorychev A. Upbringing system by A.S. Makarenko: synergetic analisis of its development / L. Mardakhaev, O. Volenko, I. Fedoseeva, E. Kostina // 3rd international multidisciplinary scientific conference on social science and arts sgem 2016: psychology and psychiatry, education and educational research, 24-30 august, 2016, Albena, Bulgaria. Sofia, 2016. P. 1219-1226.