ISSN 2409-7616

Сапрыкина Л.Н.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ, КОНСТРУКТ, КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.40

УДК 330.133:633.1

Сапрыкина Л.Н.1 (Донецк, ДНР) — E-mail: l.n.saprykina777@gmail.com

1Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Аннотация. В статье рассматриваются общетеоретические, методологические аспекты ценностно-ориентированного управления устойчивым развитием предпринимательских структур. Рассмотрены современные акценты ценностно ориентированного управления с позиций «положительного опыта» и «экономики впечатлений». Проведен анализ подходов к измерению потребительской ценности в предпринимательской структуре. Учитывая отраслевую специфику сферы розничной торговли, определены факторы, влияющие на формирование ценностных установок потребителя, определяющие его потребительский выбор и влияющие на принятие решения о покупке товара. Сформирован конструкт потребительской ценности предпринимательской структуры сферы розничной торговли по параметрам «воспринимаемая потребительская ценность» и «воспринимаемые потребительские издержки». Разработан методический подход к оценке чистой потребительской ценности, который основывается на многокритериальной системе оценки, сосредоточивает в себе параметры воспринимаемой потребительской ценности и воспринимаемых потребительских издержек. Разработана матрица идентификации подхода к созданию и предложению потребительской ценности в предпринимательской структуре (иррациональный, релевантный, конвергентный) и оценены стратегические перспективы устойчивого развития с учетом концентрации усилий на потребительской и затратной составляющих ценности для реализации основных функций розничной торговли.

Ключевые слова: потребительская ценность, потребительские издержки, конструкт, потребительские ожидания, устойчивое развитие, стратегический разрыв.

Литература:

  1. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 560 с.
  2. Казалинская Е.Ю. Особенности услуг розничной торговли в управлении качеством // E-SCIO. — 2020. — №12. — С. 74–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44610769&
  3. Каячев Г.Ф., Локтионов Д.А. Эволюция ценностного подхода в управлении компанией // Лидерство и менеджмент. — 2019. — Т. 6, №4. — С. 397-408. DOI: 10.18334/lim.6.4.41377
  4. Кравченко Е.С. Ключевые аспекты управления развитием предприятия на основе бизнес-модели // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. — 2019. — № 8. — С. 257-259. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38534351
  5. Кравченко Е.С. Стратегические альтернативы цифровой трансформации бизнес-моделей предприятий сферы услуг // Обеспечение экономической безопасности и эффективности деятельности субъектов хозяйствования: Монография. Под общей редакцией В.В. Красновой. — Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. — С. 254-273. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47359556
  6. Кузнецова И.Д., Фомина Н.В. Качество обслуживания покупателей как фактор конкурентоспособности торговых предприятий // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение.  — 2018. — № 2(54). — С. 48-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35296735
  7. Ламанова В.  Как превратить посетителя в покупателя. Настольная книга директора магазина. — М.: Альпина Паблишер,  2021. — 240 с. ISBN 978-5-9614-6845-8
  8. Маркова В. Д. Дополнительная ценность для потребителей: методические аспекты формирования // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки.- 2007. — Т. 7(2). — С. 48-52.
  9. Маслоу А. Мотивация и личность. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 860 с.
  10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Вильямс, 2008. — 672 с.
  11. Новаторов Э.В. Маркетинг услуг: теория и технология: монография. — Санкт-Петербург: Петров Д.А., 2015. — 198 с.
  12. Саати Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети / пер. с англ. О.Н. Андрейчиковой; науч. ред. А.В. Андрейчиков и О.Н. Андрейчикова. — М.: URSS ЛЕНАНД, 2015. — 357 с.
  13. Тимохович А.Н. Внешний имидж гипермаркета как фактор влияния на поведение потребителей // Цифровая социология. — 2020. — Т.3, №1. — С. 33-38. DOI: https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-1-33-38
  14. Beck D., Morgado L., Shea P. Finding the gaps about uses of immersive learning environments: a survey of surveys // Journal of Universal Computer Science. — 2020. — №26. — С.1043-1073. DOI:10.3897/jucs.2020.055
  15. Gallarza M.G., Gil-Saura I., Holbrook M.B. The value of value: Further Excursions on The Meaning and Role of Customer Value // Journal of Consumer Behaviour. — 2011. — №10. -С. 179-191. DOI:10.1002/cb.328
  16. Lovelock C., Wirtz J. Services Marketing — People, Technology, Strategy. 7th ed. Upper Saddle River. — New Jersey: Prentice Hall, 2011. — 462 р.
  17. Monroe K.B. Pricing: Making Profitable Decisions. — New York: McGraw-Hill. 1990. — 416 р.

Библиографическая ссылка:

Сапрыкина Л.Н. Потребительская ценность: сущность, конструкт, комплексная оценка // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.461-474. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.40