ISSN 2409-7616

Бекоева М.И., Писклова М.В.

МНОГОГРАННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВА САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.35

УДК 371

Бекоева М.И.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bekoevamarina@mail.ru, Писклова М.В.2 (Москва, Россия) — E-mail: mpisklova85@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

2Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Аннотация. Статья посвящена исследованию модели современного семейного воспитания как социального феномена и ее соотношения с общественным воспитанием, анализу роли семейного воспитания в становлении личности ребенка, формированию и развитию его самоэффективности, основным задачам семейного воспитания. Теоретическим посылом для выбора направления исследования послужили многогранность современного семейного воспитания как основы самоэффективности личности, динамичность традиционных семейных ценностей, противоречивый характер тенденций развития института семьи и родительства. В статье автором рассматриваются особенности семейного воспитания, которые определяются количеством детей в семье, дается психолого-педагогическая характеристика воспитания в семье, где воспитывается единственный ребенок, а также в многодетных семьях. Обосновывая различные аспекты семейного воспитания, автор приходит к выводу, что ведущей задачей семейного воспитания выступает не только формирование индивидуальных качеств личности ребенка, способствующих благополучному преодолению возможных препятствий, с которыми могут столкнуться на жизненном пути каждый молодой человек, но и воспитание у него чувства ответственности за свои действия и поступки, формирование его самоэффективности. Немаловажным фактором успешности семейного воспитания является отсутствие у ребенка сомнений в родительской любви и заботе; ощущение у него уверенности в том, что его любят, считаются с его мнением, интересами, потребностями и достижениями. Каждая эпоха характеризуется своими методами, принципами и подходами к воспитанию молодого поколения, но неизменной остается тот факт, что ребенок был и будет тонким психологом, прекрасно чувствующим своих родителей, своих воспитателей. Поэтому не следует забывать, что семейное воспитание – это не только формирование физически и психически здоровую личность, но и гарантия его успеха, обеспечение условий, задающих вектор его успешной социализации и личностной эффективности.

Ключевые слова: семья, ребенок, семейное воспитание, личностная эффективность, самоэффективность, взаимоотношения в семье, семейные ценности, родители.

Литература:

  1. Аянитова К.И., Марфусалова В.П. Семейное воспитание детей младшего школьного возраста в современном обществе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Перо, 2018. — С. 269-272. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35421918  
  2. Гогицаева О.У., Небежева А.В. Семейное воспитание как условие развития личности // В сборнике: Семья и дети в современном мире. — СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2019. — С. 252-257. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42729645  
  3. Годовых И.Г. Семейное воспитание как основной фактор формирования личности ребенка // Вестник научных конференций. — 2019. — № 2-2 (42). — С. 24-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37619332
  4. Гонина О.О., Новикова С.Б. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития детей // Вестник экспериментального образования. — 2020. — № 2 (23). — С. 9-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42957199
  5. Дрогалов Д.А. Семейное воспитание как фактор развития личности // В сборнике: Молодежный научный потенциал XXI века: ступени познания. Сборник материалов I Молодежной международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. — С. 56-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30461487
  6. Иксанова Г.М. Семейное воспитание — основной способ формирования личности // В сборнике: Здоровье как социокультурный феномен. — Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2011. — С. 178-180. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29058724
  7. Кафизова Е.С., Макарова Г.Г. Семейное воспитание в современном социуме // Вестник научных конференций. — 2016. — № 11-6 (15). — С. 92-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27697088
  8. Косова О.Ю. Право ребенка на семейное воспитание: учебное пособие.  — Иркутск: Иркутский юридический ин-т (фил.) Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2012. — 79 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19861161
  9. Мамадалиев Б.К., Саидова Н.К. Семейное воспитание как основа формирования гармоничной личности // Сборник конференции НИЦ Социосфера. — 2015. — № 43. — С. 24-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24719052
  10. Никитина Т.Г., Замесина И.К. Семейное воспитание // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2021. — № 12-7 (80). — С. 142-145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47721776
  11. Савинков С.Н. Семейное воспитание и развитие личности ребенка. Книга для родителей и педагогов. — СПб.: Весь, 2020. — 272 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42790544
  12. Селиванов Л.И., Соколовская С.А. Семейное воспитание в контексте проблем инновационнного развития семьи и молодежи // Молодежная Галактика. — 2015. — № 12. — С. 72-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26158062
  13. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание: учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2017. — 255 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41258028
  14. Стикина Ю.В. Развитие речи детей младенческого и раннего возраста // В сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. — Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. — С. 370-374. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32545923
  15. Ферцер В.Ю. Педагогическая поддержка как модель семейного воспитания, ориентированная на саморазвитие личности ребенка // Педагогическая лаборатория. — 2015. — № 1 (9). — С. 9-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23147948
  16. Хоменко И.А. К вопросу об определении понятия «семейное воспитание» // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2012. — Т. 17, № 1. — С. 88-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17920539
  17. Шпилев И.А. Психопрофилактика конфликтов через семейное воспитание // В сборнике: Проблемы конфликторазрешения в современном обществе. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. — С. 409-412. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43133600

Библиографическая ссылка:

Бекоева М.И., Писклова М.В. Многогранность современной модели семейного воспитания как основа самоэффективности личности // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.404-411. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.35