ISSN 2409-7616

Суслова Т.Ф., Старовойтова Л.И.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.33

УДК 37.015.3

Суслова Т.Ф.1 (Москва, Россия) — E-mail: sibir812@mail.ru, Старовойтова Л.И.2 (Москва, Россия) — E-mail: starovojtova@list.ru

1Московский государственный областной университет

2Российский государственный социальный университет

Аннотация. Статья раскрывает аспекты психолого-педагогической работы с семьями, в которых воспитываются дети с расстройствами аутистического спектра. Рождение ребенка с диагнозом расстройства аутистического спектра формирует большое число проблем, с которыми в первую очередь сталкиваются родители. Их обязанностью становится решение этих многообразных проблем. Как правило, большую часть проблем, заботу и ответственность за развитие и лечение ребенка берут на себя матери. Главная задача – вовлечение ребенка-аутиста в социум, его социальное развитие, крайне эмоционально-затратное. В этих условиях начинает формироваться процесс эмоционального выгорания родителей ребенка инвалида и, прежде всего, матери. Уделяя особое внимание в статье проблемам эмоционального выгорания родителей в семьях, воспитывающих детей-аутистов, авторы выделяют причины эмоционального выгорания родителей, дают их классификацию. Сформулированы рекомендации оказания психолого-педагогической помощи семьям, которые находятся в сложной психологической ситуации. Авторы отмечают, что на сегодняшний день многие исследования материнского выгорания сосредоточены на понимании того, что делает матерей уязвимыми к возникновению этого состояния – это низкий уровень государственной поддержки, развития инклюзивного образования, отношения общества, семейные факторы и личностные особенности родителей и детей. По мнению авторов, именно семья в большей мере может стать тем ресурсом, использование которого во многом поможет родителям справиться с многочисленными проблемами, физической и психологической нагрузкой, которая появляется при рождении ребенка, имеющего проблемы в здоровье.

Ключевые слова: дети-аутисты, эмоциональное выгорание личности, родительское выгорание, матери детей с расстройствами аутистического спектра.

Литература:

  1. Баландова С.М. Исследование родительского выгорания в зарубежной науке и практике // Социальная работа в современном мире: тенденции и перспективы развития: сб. матер. III Международной научно-практич. конф. отв. ред. Н.М. Комарова, Т.Ф. Суслова. — М.: МГОУ, 2020. — С. 13-23.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46115661
  2. Базалева Л.А. Возможности исследования эмоционального выгорания у матерей в психологии личности // Вестник адыгейского государственного университета. — 2010. — №1. — С. 168-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13568756
  3. Базалева Л.А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми: дис. … канд. психол. наук. — Краснодар. 2010, — 202 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19228810
  4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Сударыня, 1999. — 28 с. SBN 5-87499-048-8
  5. Водопьянова Н.Е. 2009. Психодиагностика стресса: монография. — Москва: Питер, 2009.— 329 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20099382
  6. Ефимова И.Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник МГОУ. — 2013. — №4. — С. 31-40.
  7. Князев В.Н., Ремизова Е.А. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической науке // Вестник ГУУ. — 2017. — №5. — С. 181-189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29274542
  8. Нестерова А.А., Айсина, Р.М. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (рас): комплексный и междисциплинарный подходы // Образование и наука. — 2016. — №2 (131). — С. 121-131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25625410
  9. Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Руководство для родителей с ребенком с расстройствами аутистического спектра: вопросы самопомощи и социального развития ребенка. — М.: РИТМ, 2016. — 216 с. ISBN 978-5-98422-282-2
  10. Сапоровская М.В. Эмоциональное выгорание и психологическое благополучие женщин в семье // Вестник костромского государственного университета. Серия: педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — №4. — С. 68-73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36884672
  11. Суслова Т.Ф., Светлакова, О.Ю. Исследование аттитюдов родителей в отношении инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в отечественной и зарубежной науке // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2018. — Т. 7, № 5А. — С. 68-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36983510
  12. Филиппова Г.Г. Эмоциональное выгорание матери: новое явление в современном материнстве // Психологические проблемы современной семьи: сб. матер. VIII Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург: УГПУ. 2018. — С. 53-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37250503
  13. Basaran A., Karadavut K.I., Uneri S.O., The effect of having a children with cerebral palsy on quality of life, burn-out, depression and anxiety scores: a comparative study // European Journal of Physical and Rehabilitation Medicine. — 2013. — Vol. 49. — P. 815–822.
  14. Bianchi R., Truchot D., Laurent E. Is burnout solely job-related? A critical comment // Scandinavian Journal of Psychology. — 2014. — Vol. 55. — P. 357–361. DOI: https://doi.org/10.1111/sjop.12119
  15. Kawamoto T., Furutani K., Alimandani M. Preliminary Validation of Japanese Version of the Parental Burnout Inventory and Its Relationship With Perfectionism // Frontiers of psychology. — 2018. — Vol. 9. — P. 970. DOI:  https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00970
  16. Kwiatkski P., Sekulowicz M. Examining the Relationship of Individual Resources and Burnout in Mothers of Children with Disabilities // International journal of special education. — 2017. — Vol. 4. — P. 823-841.
  17. Maslach C., Leiter M.  Understanding the burnout experience: Recent research and its implications for psychiatry // World psychiatry. — 2016. — Vol. 15. — P. 103–111. DOI:  https://doi.org/10.1002/wps.20311
  18. Mikolajczak V., Roskam I.A. A Theoretical and Clinical Framework for Parental Burnout: The Balance Between Risks and Resources (BR2) // Front psychol.  — 2018. — Vol. 9. — P. 886. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00886
  19. Norberg A.L. Burnout in Mothers and Fathers of Children Surviving Brain Tumour // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings. — 2007. — Vol. 14. — P. 130–137. DOI:10.1007/s10880-007-9063-x
  20. Riva R., Forinder U., Arvidson J. Patterns of psychological responses in parents of children // Psycho-Oncology. — 2014. — Vol. 23. — P. 1307–1313. DOI:  https://doi.org/10.1002/pon.3567
  21. Schaufeli W.B., Leiter M.P., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career development international. — 2009. — Vol. 3. — P. 204–220. DOI:  https://doi.org/10.1108/13620430910966406
  22. Weiss M.J.  Hardiness and Social Support as Predictors of Stress in Mothers of Typical Children, Children with Autism, and Children with Mental Retardation // Autism. — 2002.  — Vol. 6 (1). — P. 115–130. DOI: https://doi.org/10.1177/1362361302006001009

Библиографическая ссылка:

Суслова Т.Ф., Старовойтова Л.И. Психолого-педагогическая работа с семьями детей-аутистов // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.374-387. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.33