ISSN 2409-7616

Дзанагова И.Т.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.30

УДК 371

Дзанагова И.Т.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bekoevamarina@mail.ru 

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена обоснованию роли научно-исследовательской деятельности в совершенствовании учебно-познавательного процесса. Значимость данной проблемы отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где указывается, что одним из ведущих направлений подготовки выпускников является формирование у них способности к осуществлению научно-исследовательской и проектной деятельности, готовности к разработке и защите презентации процесса и результатов исследования, предметного или междисциплинарного учебного проекта. Поэтому проблема организации инновационной научно-исследовательской лаборатории, где учащиеся будут заниматься научно-исследовательской работой совместно с учителями, выступает сегодня как одна из актуальных. В статье автором доказывается тезис о том, что обучение на основе научно-исследовательской деятельности в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира. Однако привлечение обучающихся к исследовательской деятельности не должно сводится к обязательному открытию какого-то нового, ранее неизвестного объекта или явления, так как здесь важен, прежде всего, сам процесс формирования способности к поиску, исследованию, осмыслению логики и структуры научного эксперимента. Выбранная тема исследования должна вызывать у обучающихся познавательный интерес; отличаться практической и социальной направленностью; предусматривать совместную разработку экспериментальной программы; следовать логике и структуре построения научно-категориального аппарата; содействовать повышению общего культурного уровня обучающихся и совершенствованию профильного обучения. Представленные в статье результаты исследования проблемы приобщения школьников к научному творчеству подтверждают эффективность процесса формирования мотивации и познавательной активности учащихся через организацию исследовательской деятельности, которая направлена на решение проблемы в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Ключевые слова: обучающиеся, научно-исследовательская деятельность, учебно-познавательная активность, творческая работа, научный поиск.

Литература:

  1. Абдрахманова Л.З. Исследовательская деятельность школьников как одно из направлений формирования коммуникативной компетентности учащихся // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2016. — № 4 (31). — С. 121-129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26562327
  2. Вахитов Р.Р., Вахитова Е.С., Хабибулин Д.А. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9,  № 4 (33). — С. 57-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44356564
  3. Воронцова И.А., Константиниди В.В. Роль исследовательской деятельности в решении фундаментальных задач образования: философский аспект // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4 (30). — С. 228-237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47652530
  4. Ещенко И.В. Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2012. — № 6 (9). — С. 65-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18269073
  5. Коняев Ю.А., Вакджира М.Б. Исследовательская деятельность как педагогическая категория // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 6 (37). — С. 174-176. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18361304
  6. Кривая М.В. Дидактические условия формирования творческой личности ученика в процессе исследовательской деятельности // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 1 (80). — С. 62-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21062949
  7. Крыжановская Ю.А. Научно-исследовательская деятельность в научном обществе учащихся (Секция «Информатика») // Современные информационные технологии и ИТ-образование. — 2012. — № 8. — С. 850-857. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23020475
  8. Назарова И.В. Научно-исследовательская деятельность учащихся как способ формирования коммуникативной компетентности // В сборнике: Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания в системе высшего образования. Сборник материалов научных семинаров. — Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации,  2020. — С. 92-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43981242
  9. Павлюк Г.Н. Метод проектов и научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении начального уровня информатики // Методист. — 2011. — № 2. — С. 56-57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25293232
  10. Педань И.В. Научно-исследовательская деятельность учащихся как метод воспитания познавательной активности школьников // Актуальные проблемы современного образования. — 2021. — № 2 (31). — С. 200-207. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46694846
  11. Петрина З.И. Научно-исследовательская деятельность будущих специалистов в области физической культуры и спорта в процессе вузовской подготовки // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1 (23). — С. 356-365. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42771135
  12. Попова Н.В. Мотивация педагогов к научно-исследовательской деятельности детей // Методист. — 2012. — № 8. — С. 41-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25003209
  13. Слепынина Н.С., Самойлова З.Д., Бредихин А.Н. Роль научно- исследовательская деятельность учащихся в совершенствовании личности в условиях развития современного общества // Вестник научных конференций. — 2017. — № 4-4 (20). — С. 116-118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29330289
  14. Хизбуллина Р.З., Якупова Л.Р., Салемгараева Л.Р., Ахметшина Г.А. Использование межпредметных связей в формировании у школьников умений к исследовательской деятельности на уроках химии и географии // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4 (21). — С. 262-270. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41385126
  15. Цапова С.Г. Научно-исследовательская деятельность учащихся как основа творческой активности // Дидактика математики: проблеми і дослідження. — 2006. — № 26. — С. 146-149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25522406
  16. Ченцова С.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2011. — № 41. — С. 188-190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17840183
  17. Республиканский научный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии» [Электронный ресурс] https://vladikavkaz.bezformata.com/listnews/nauchniy-konkurs-molodih-issledovateley/100099873/ (Дата обращения 01.02.2022)

Библиографическая ссылка:

Дзанагова И.Т. Исследовательская работа как средство активизации познавательной деятельности школьников // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.350-357. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.30