ISSN 2409-7616

Полунина Л.Н.

ЭКСТРЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: РИСКИ ПАНДЕМИИ И СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.23

УДК 37.014

Полунина Л.Н.1 (Тула, Россия) — E-mail: poluninaln@mail.ru

1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация. В течение 2020 и 2021 года ведущие международные организации фиксируют тяжелые последствия продолжающейся глобальной пандемии коронавируса во всех сферах общественной жизни, включая образование. Беспрецедентные масштабы дестабилизации, с которой столкнулись национальные образовательные системы, и неопределенность прогнозов дают основания констатировать развитие системного кризиса образования. Цель исследования состоит в выявлении специфики трансформации образования в кризисных условиях, анализе ключевых факторов влияния и экспликации сценария развития системы в новой реальности. Настоящая работа базируется на системном подходе к изучению поведения социальных систем в ситуации неопределенности и носит междисциплинарный характер. Проведенное исследование позволило определить экстренную трансформацию образования как острую системную реакцию на чрезвычайную ситуацию и одновременно попытку ее преодоления, в которой основную роль играют процессы внутренней самоорганизации. На основе ситуационного PEST-анализа сценарий развития образования в ситуации кризиса эксплицирован как последовательность следующих этапов: шок – адаптация – восстановление. Вследствие хаотизации как внутренних, так и внешних связей период первоначального шока характеризуется наиболее неблагоприятными последствиями, среди которых срыв образовательного процесса, регресс академических результатов, обрушение привычной системы коммуникативного взаимодействия вслед за переходом к удаленному обучению, рост социальной напряженности. В адаптивной фазе происходит постепенная нормализация поведения системы и основными индикаторами трансформации становятся интеграция управления на основе консолидации формальных и неформальных лидеров, совершенствование механизмов коммуникации, выявление и диссеминация эффективных образовательных практик, развитие технологической инфраструктуры, усиление социальной солидарности. Третий этап предполагает полное восстановление функциональности системы образования и целенаправленное укрепление ее устойчивости в условиях «новой нормальности», обусловленной циклическим течением кризиса.

Ключевые слова: образование как сложная социальная система, пандемия, кризис, неопределенность, экстренная трансформация, эмерджентность, новая нормальность.

Литература:

  1. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 6–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42900392
  2. Зенков А. Р. Образование в условиях пандемии: возможности и ограничения цифрового обучения // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. — 2020. — № 3. — C. 51–64. DOI: https://doi.org/10.20542/afij-2020-3-51-64
  3. Малинецкий Г. Г. Синергетика и наука о человеке // Мир человека: неопределенность как вызов / Отв. ред. Г. Л. Белкина.  Ред.-сост. М. И. Фролова. Предисл. С. Н. Корсакова и М. И. Фроловой. — М.: ЛЕНАНД, 2019. – 520 с.
  4. Парсонс Т. Социальные системы. / Пер. В.Г. Николаева // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Т. 5. Вып. 1-2. — С. 169–203.
  5. Azevedo J.P., Hasan A., Goldemberg D., Simulating the Potential Impacts of COVID-19 School Closures on Schooling and Learning Outcomes : A Set of Global Estimates // The World Bank Research Observer. – World Bank Group. —  2021. — Vol. 36 (1). — P. 1–40. DOI: 10.1596/1813-9450-9284
  6. Bailenson J.N. Nonverbal overload: A theoretical argument for the causes of Zoom fatigue // Technology, Mind, and Behavior. — 2021. — Vol. 2(1). — P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.1037/tmb0000030
  7. Baker C., Peele H., Daniels M., The Experience of COVID-19 and Its Impact on Teachers’ Mental Health, Coping, and Teaching // School Psychology Review. — 2021. — P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1080/2372966X.2020.1855473
  8. Beauchamp G., Hulme M., Clarke L. ‘People miss people’: A study of school leadership and management in the four nations of the United Kingdom in the early stage of the COVID-19 pandemic // Educational Management Administration & Leadership. — 2021. — Vol. 49, Issue 3. — P. 375–392. DOI: https://doi.org/10.1177/1741143220987841
  9. Mishra L., Gupta T., Shree A. Online Teaching-Learning in Higher Education during Lockdown Period of COVID-19 Pandemic // International Journal of Educational Research Open. — 2020. — Vol. 1. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100012
  10. Fontenelle-Tereshchuk D. ‘Homeschooling’ and the COVID-19 Crisis: The Insights of Parents on Curriculum and Remote Learning // Interchange. — 2021. — Vol. 52. — P. 167–191. DOI: https://doi.org/10.1007/s10780-021-09420-w
  11. Garbe A., Ogurlu U., Logan N. COVID-19 and Remote Learning: Experiences of Parents with Children during the Pandemic // American Journal of Qualitative Research. — 2020. — Vol. 4(3). — P. 45–65. DOI: https://doi.org/10.29333/ajqr/8471
  12. Habermas J. Legitimationsprobleme im Spätkapitalismus. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1973. — 195 p.
  13. Hall T., Connolly C., Ó Grádaigh S. Education in precarious times: a comparative study across six countries to identify design priorities for mobile learning in a pandemic // Information and Learning Science. — 2020. — Vol. 121, №. 5/6. — P. 433–442. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-04-2020-0089
  14. Hanushek E., Woessman L. The economic impacts of learning losses. — Paris: OECD Publishing, 2020. — 23 p. DOI: https://doi.org/10.1787/19939019  
  15. Kerres M. Against All Odds: Education in Germany Coping with Covid-19 // Postdigital Science and Education. — 2020. — Vol. 2. — P. 690–694. DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-020-00130-7
  16. König J., Jäger-Biela D.J., Glutsch N. Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany // European Journal of Teacher Education. — 2020. — Vol. 43, Issue 4.  — P. 608–622. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1809650
  17. Kravchenko S. A., Perova A. E.  New “Catastrophism” and the Future: The Demand for Non-linear Knowledge // RUDN JOURNAL OF SOCIOLOGY. — 2017. — Vol. 17, № 4. — P. 449–459. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30525465
  18. Lagadec P. A New Cosmology of Risks and Crises: Time for a Radical Shift in Paradigm and Practice // Review of Policy Research. — 2009. — V. 26, Issue 4. — P. 473–486. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1541-1338.2009.00396.x
  19. Luhmann N. Soziale Systeme. Grundriß einer allgemeinen Theorie. – 4. Aufl. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991. — 677 p. 
  20. Luhmann N. Das Erziehungssystem der Gesellschaft. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2002. — 232 p.
  21. Luhmann N., Lenzen D. (Hrsg.) Das Erziehungssystem der Gesellschaft. — Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch Verlag, 2002. — 236 p.
  22. Marchau V.A. W.J., Walker W.E., Bloemen P.J.T.M., Popper S.W. Decision Making under Deep Uncertainty: From Theory to Practice. — Cham: Springer, 2019. — 405 p. DOI 10.1007/978-3-030-05252-2
  23. Moxon D., Bacalso C., Șerban A. Beyond the pandemic: The impact of COVID-19 on young people in Europe. — Brussels: European Youth Forum, 2021. — 39 p.
  24. Mozgovaia A., Darhovskaya M., Elimova M. Types of Crises and Crisis Management Mechanisms in the Russian Media // Porfiriev B., Svedin L. Crisis management in Russia: overcoming institutional rigidity and resource constraints. — Stockholm: The National Defense College of Stockholm, 2002. — P. 79–128.
  25. Parsons T. Structure and Process in Modern Societies. — Glencoe, Illinois: The Free Press, 1960. — 344 p.
  26. Parsons T. The Social System. — Glencoe, Illinois: The Free Press, 1951. — 575 p. 
  27. Parsons T., Shils A. Toward a General Theory of Action. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1951. — 506 p. DOI: https://doi.org/10.4159/harvard.9780674863507 
  28. Perrow Ch. The Next Catastrophe: Reducing Our Vulnerabilities to Natural, Industrial, and Terrorist Disasters. — Princeton: Princeton University Press, 2007. — 432 p.
  29. Rehm M., Moukarzel S., Daly A.J., Exploring online social networks of school leaders in times of COVID-19 // British Journal of Educational Technology. — 2021. — Vol. 52 (4). — P-. 1414–1433. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13099
  30. Reimers F.M., Schleicher A. A framework to guide an education response to the COVID-19 Pandemic of 2020. — Paris: OECD, 2020. — 40 p.
  31. Roychoudhury S., Das A., Sengupta P., Dutta S. Viral Pandemics of Twenty-first Century // Journal of Microbiology, Biotechnology and Food Sciences. — 2021. — Vol. 10(4). — P. 711–716. DOI: https://doi.org/10.15414/jmbfs.2021.10.4.711-716
  32. Urry J. Global Complexity. — Malden, MA: Polity Press, 2003. — 184 p.
  33. Williamson B., Eynon R., Potter J. Pandemic politics, pedagogies and practices: digital technologies and distance education during the coronavirus emergency // Learning, Media and Technology. — 2020. — Vol. 45(2). — P. 107–114. DOI: https://doi.org/10.1080/17439884.2020.1761641

Библиографическая ссылка:

Полунина Л.Н. Экстренная трансформация образования в условиях неопределенности: риски пандемии и сценарий развития // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 291-305. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.23