ISSN 2409-7616

Антонова Т.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНФОРМАЦИОННОГО ДИАЛОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.18

УДК 37.025.7

Антонова Т.В.1 (Брянск, Россия) — E-mail: antonova.antonova22041973@yandex.ru

1ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г.Петровского»

Аннотация. Область диалогического общения, предполагающая умение студента вести беседу, дискуссию, участвуя в диалоге и полилоге, широко представлена в методике высшей школы. Студенты собирают и систематизируют факты, критикуют позицию оппонирующих участников, умеют выстраивать аргументы, отстаивать свою позицию. Однако существует и ряд трудностей, влияющих на формирование коммуникативной культуры обучающихся в целом, такие как неумение выделять и вводить предмет беседы, недостаточное владение приемами обсуждения. Преподаватель заинтересован в живом обсуждении проблемных тем, но испытывает недостаток в методических материалах о предмете обсуждения, затрудняется в определении цели и логики развития диалога, не указывает на коммуникативный вклад каждого участника. Кроме того, в научной литературе недостаточно исследований, рассматривающих проблему обучения разнообразным формам информативного диалога, вскрывающих связь обучения информативным формам диалога и мотивацией учения. Все вышеуказанное определяет актуальность предпринятой работы. В виде исходного объекта принимается информативный диалог, включающий несколько функционально-смысловых типов диалога. В статье теоретически обосновывается необходимость более широкого применения информативного диалога, принимая во внимание коммуникативный вклад участника обсуждения, излагаются результаты экспериментальной проверки эффективности разработанной методики. Предметом исследования являются функционально-смысловые характеристики, позволяющие моделировать информационный диалог. В соответствии с целью и предметом работы предполагается, что обучение студентов основам теоретической дисциплины будет проходить успешнее, если в процессе обучения применяются дифференцированные типы диалога, осуществляющиеся на основе специальных упражнений, которые формируют умения для ведения творческого диалога. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом внедрении диалога на основе его функционально-смысловых характеристик.

Ключевые слова: диалогическое общение, информационный диалог, функционально-смысловые характеристики, коммуникативный вклад участника обсуждения, обучение информативным формам диалога.

Литература:

  1. Антонова Т.В. Дискуссия как средство формирования мотивационной сферы студентов вуза // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4 (26). — С.234-249. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.20
  2. Антонова Т.В. Композиционное развертывание содержания учебного текста в формировании культуры логического мышления студентов // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5 (22). — С. 129-143. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.12
  3. Бегович И.С., Заборовская М.К. Монологическая речь как неотъемлемый элемент при обучении диалогической речи на английском языке в начальной школе // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. — Москва: Московский государственный областной университет, 2020. — С. 192-196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43061904.
  4. Васяева М.В. Задания для развития умений иноязычного профессионально — делового общения // Анализ проблем и поиск решений повышения результативности современных научных исследований. — Уфа: Аэтерна, 2020. — С. 183-185. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44338896
  5. Водясова Л.П., Антонова О.Н. Выявление коммуникативной роли антонимов на уроках родного языка // Филология и филологическое образование в поликультурном пространстве России XXI века. — Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2019. — С. 149-155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38496677
  6. Гавриленко А.В. О некоторых особенностях применения коммуникативных упражнений на послетекстовом этапе чтения // Актуальные проблемы гуманитарных наук глазами молодёжи — Киров:  Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 32-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42845175
  7. Горохова П.М. Монологическая и диалогическая речь как компоненты конкурса устной речи // Научный старт-2021. — Москва: Языки Народов Мира, 2021. — С. 86-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44968950
  8. Дитятева Н.В. Упражнения на развитие коммуникативных способностей курсантов как способ обучения беседе на профессиональные темы в рамках дисциплины «Иностранный язык» в высшем военном училище // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. — С. 27-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46200965
  9. Еремеева А.П. Коммуникативные технологии развития речевой деятельности учащихся // Современные технологии в преподавании русского языка. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — С. 63-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44417500
  10. Зиньковская В.Е., Акулова С.В. Обучение говорению иностранных учащихся на текстах художественной литературы о Великой Отечественной Войне // Актуальные вопросы филологических исследований. — Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2020. С. 200-205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43148749
  11. Королева Д.Б., Поздеева С.И. Контекст педагогики совместной деятельности в организации учебных занятий по переводу // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3 (200). — С. 61-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37347647
  12. Петрусевич П.Ю. Формирование умений монологической и диалогической речи на иностранном языке у студентов медицинских вузов // Наука и школа. — 2020. — № 6. — С. 138-147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44682296.
  13. Прудко Т.В. Новые подходы в преподавании и обучении: обучение через диалог // Вестник научных конференций. — 2019. — № 12-1 (52). — С. 96-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42440488.
  14. Романова М.Ю., Григорьева Е.Н. Анализ современных УМК по английскому языку на предмет реализации технологии коллективного обучения при обучении диалогу // Актуальные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков.  — Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2020. — С. 277-282. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43059985
  15. Федоренко Э.А. Развитие устной речи студентов первого курса языковых вузов // Развитие инноваций и инновационное развитие науки и общества. — Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2020. — С. 202-205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43145001
  16. Холод Н.И., Нырова В.А. Роль коммуникативных упражнений в обучении иностранному языку // Язык и общество. Диалог культур и традиций. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2020. С. 174-178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43946683
  17. Chernikova O., Heitzmann N. Stadler M. Simulation-Based Learning in Higher Education: A Meta-Analysis // Review of Educational Research. — 2020. — Vol. 90, Issue 4. — P. 499–541. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654320933544
  18. Garzón J., Kinshuk, Baldiris S., Gutiérrez J., Pavón J. How Do Pedagogical Approaches Affect the Impact of Augmented Reality on Education? A Meta-analysis and Research Synthesis // Educational Research Review. — 2020, — Vol.  31. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100334
  19. Ives J., Castillo-Montoya M. First-Generation College Students as Academic Learners: A Systematic Review // Review of Educational Research. — 2020, — Vol.  90, Issue 2. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654319899707
  20. Khodjieva R.A. Peculiarities of Exercises Oriented to Teaching Speaking // Science and education bulletin. — 2020. — No. 6-1 (84). — P. 70-72. DOI: https://elibrary.ru/item.asp?id=42609589
  21. Kincade L., Cook C., Goerdt A. Meta-Analysis and Common Practice Elements of Universal Approaches to Improving Student-Teacher Relationships // Review of Educational Research, 2020, — Vol.  90, Issue 5. — P. 710-748. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654320946836
  22. Liebowitz D.D., Porter L. The Effect of Principal Behaviors on Student, Teacher, and School Outcomes: A Systematic Review and Meta-Analysis of the Empirical Literature // Review of Educational Research. — 2019. — Vol. 89, Issue 5. — P. 785-827. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654319866133
  23. Schott C., Henrico van Roekel, Tummers L. G. Teacher Leadership: A Systematic Review, Methodological Quality Assessment and Conceptual Framework // Educational Research Review. — 2020. — Vol.  31. URL: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100352
  24. Urhahne D., Wijnia L. A Review on the Accuracy of Teacher Judgments // Educational Research Review. — 2021. — Vol.32. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100374
  25. Zhang L., Basham J. D., Yang S. Understanding the Implementation of Personalized Learning: A Research Synthesis // Educational Research Review. — 2020, — Vol.  31. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100339

Библиографическая ссылка:

Антонова Т.В. Использование функционально-смысловых характеристик информационного диалога в учебном процессе в вузе // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 210-225. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.18