ISSN 2409-7616

Цораева Ф.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС ВО

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.24

Цораева Фатима Николаевна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования,  Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия, E-mail: abaevafb@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования педагогической компетентности студентов – будущих учителей начальных классов в условиях перехода на стандарты поколения 3++, внедрение которых актуализировано глобальными трансформациями во всех сферах жизнедеятельности, что, в свою очередь, привело к необходимости усиления общесистемных условий обеспечения основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. В статье особый акцент ставится на расширение возможностей электронной информационно-образовательной среды, как необходимого содержательного компонента образовательного процесса в условиях организации обучения в дистанционной форме во время самоизоляции, или по иным причинам. Переход на новые ФГОС ВО внес существенные изменения и в структуру формируемых компетенций, которые распределены в рамках универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Основное достоинство образовательных стандартов нового поколения заключается в том, что они имеют более высокую практико-ориентированную направленность, чем образовательные стандарты более ранних периодов. Их практико-ориентированная направленность обусловлена связью формируемых профессиональных компетенций с трудовыми функциями, представленными в одном или нескольких профессиональных стандартах. Так, например, для реализации основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлении 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» из предлагаемых профессиональных стандартов автором рассматривается профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Внедрение инновационных процессов в систему высшего образования, разумеется, предъявляет высокие требования и к профессорско-преподавательскому составу, от компетентности которых зависит педагогическое мастерство и профессионализм будущих учителей, особенно учителей начальных классов, которые закладывают фундамент процесса становления и формирования личности ученика, его социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, педагогическая компетентность, профессионализм учителя, учитель начальных классов.

Литература:

  1. Абдуллина Л.Б., Головнева Е.В. Опыт, проблемы и перспективы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы // Научный альманах. — 2015. — № 5 (7). — С. 58-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23670232
  2. Быков А.К. Педагогическая техника преподавателя вуза как образовательный феномен // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5 (22). — С. 302-315. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42327453
  3. Иванушкина Н.В. Педагогические условия формирования психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2020. — № 4 (147). — С. 16-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42882706
  4. Игнатова О.И. Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в эстетическом образовании // Гуманитарные науки (г.Ялта). — 2019. — № 2 (46). — С. 133-137. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=38609283
  5. Катуржевская О.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5,  № 1 (14). — С. 64-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25596480
  6. Кисметов К.Л. Формирование профессиональной компетентности студентов музыкального образования, в процессе педагогической практики // European Social Science Journal. — 2017. — № 10.-  С. 281-287. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=35167972
  7. Корнилова А.А., Романова М.Н. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов // Научный электронный журнал Меридиан. — 2017. — № 4 (7). — С. 169-170. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29672933
  8. Морозова И.М. Педагогические условия эффективной подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60-3. — С. 228-232.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36333120
  9. Назарова И.В., Шайдуллина Г.Ф. Педагогическая практика как одна из составляющих профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22527979
  10. Николаева М.В. Подготовка педагога к управлению индивидуальной учебно-познавательной деятельностью младшего школьника // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4 (137). — С. 17-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37538284
  11. Оринина Л.В., Самарокова И.В., Кашуба И.В. Формирование психолого-педагогической компетентности студентов вуза средствами тренинговой работы // Перспективы науки и образования. — 2019. № 1 (37). С. 316-326. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36996166
  12. Павлова Л.Н., Фролова Е.В. Характеристика подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности // Высшее образование сегодня. — 2017. — № 11. — С. 24-29. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=30547587
  13. Плещев В.В., Рассамагина Ф.А. Эффективные методы формирования профессионально-творческой компетентности будущих специалистов // Педагогическое образование в России. — 2016.-  № 9. — С. 42-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27161612
  14. Тупичкина Е.А. Особенности подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе в дошкольной образовательной организации // ЦИТИСЭ. — 2019.-  № 4 (21).-  С. 65-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41385107
  15. Хамхоева Л.М. Педагогическая практика как основа формирования компетенций учителя начальной школы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2019. — Т. 13,  № 1. — С. 82-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41039441
  16. Ярмакеев И.Э. Формирование профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя в процессе изучения общих основ педагогики // Филология и культура. — 2017. — № 4 (50). — С. 214-218. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32278004

Библиографическая ссылка:

Цораева Ф.Н. Формирование педагогической компетентности студентов – будущих учителей начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС ВО // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.283-290. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.24