ISSN 2409-7616

Ахметгареева Э.В., Нигматуллин А.Ф., Хизбуллина Р.З., Якимов М.С., Янчурин А.М.

ЗНАКОМСТВО С НЕКОТОРЫМИ ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.06

Ахметгареева Эльвира Вадимовна — студент кафедры физической географии, картографии и геодезии географического факультета, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: akhmetgareeva.elvira@mail.ru

Нигматуллин Азамат Фаррахович — кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии, картографии и геодезии географического факультета, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: nigma27@yandex.ru

Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической географии, картографии и геодезии географического факультета, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: hizbullina@yandex.ru

Якимов Михаил Сергеевич — аспирант кафедры физической географии, картографии и геодезии географического факультета, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: miha.yakimov@gmail.com

Янчурин Айтуган Миннахматович — студент кафедры физической географии, картографии и геодезии географического факультета, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: yanchurin.aytugan.98@mail.ru

Аннотация. Усиление работы по профессиональной ориентации подрастающего поколения – это требования современного общества. Школа всегда «снабжала» учащихся знаниями основ наук, знакомила с главными проблемами, стоящими перед нашей страной. Изучение прикладных наук способствует повышению теоретического уровня образования, пробуждает интерес к науке. В данной статье показана роль учителя географии в профессиональной ориентации современного школьника. Знакомство с географическими специальностями осуществляется: при работе с текстом учебника, во время проведения практических работ в классе и на местности, в ходе организации экскурсий в природу. Экскурсии являются наилучшей подготовкой к профориентации по разнообразным специальностям географического направления, практическим повторением теоретического материала. Программа курсов физической географии позволяет дать учащимся 5-8 классов значительную информацию о некоторых профессиях, связанных непосредственно с учебным материалом. Это чаще всего профессии сферы нематериального производства: вулканолог, геолог, гидролог, картограф, климатолог, метеоролог, океанолог, почвовед, топограф (геодезист). В статье дается подробная характеристика данных профессий и методика знакомства с ними на уроках географии. Учитель должен распределить материал про географические специальности по разделам, чтобы охватить весь объем профессиональной подготовки, который может быть предложен в ходе изучения физической географии. Делается вывод, что сегодня у учителей географии недостаточно научно-обоснованных рекомендаций по знакомству с географическими специальностями.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, географические специальности, курсы физической географии, география в школе.

 

Литература:

  1. Андрюшова Ю.С. Влияние современных тенденций в географической науке на процесс обучения географии в школе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2006. – № 5. – С. 173-178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11728117
  2. Баламирзоев М.А. Почвовед // Труды Института геологии Дагестанского научного центра РАН. – 2012. – № 61. – С. 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18896299
  3. Добржицкий Б.С. Знакомство с профессиями в обучении географии: (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1981. – 62 с.
  4. Клименко Д.Е. «Я б в гидрологи пошел». Вопросы трудоустройства выпускников по специальности «гидрология» // Географический вестник. – 2012. – № 2 (21). – С. 109-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17833285
  5. Кубышкина Е.Н., Адиева Р.Ш. Полевая практика по метеорологии как важнейшее звено учебного процесса при подготовке учителей географии // Преемственность эколого-географических исследований. Выпуск 2. Сборник статей преподавателей, аспирантов и студентов. – Казань: КГПУ, 2005. – С. 99-101.
  6. Машкина И.В., Никитина Ю.В., Осадчая Е.В. Роль чтения в формировании географических представлений школьников // Комплексные исследования детства. – 2019. – Т.1 – № 3 – С. 232-245. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42948261
  7. Морозова О.А., Мякишева О.З. Методические особенности изучения погоды в школьном курсе географии (6-й класс) // Педагогическое искусство. – 2018. – №1. – С. 16-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35022114
  8. Смирнов Г.В. Океанология: средства и методы океанологических исследований / Г.В. Смирнов [и др.]. – М.: Наука, 2005. – 794 с.
  9. Павленко Е.К. Профильное обучение географии как одно из направлений инновационной деятельности общеобразовательной школы // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 3. – C. 44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9950990
  10. Петрова Е.Б., Стояновская Е.Н. Профессия: вулканолог // Физика для школьников. – 2018. – № 2. – C. 27-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36313036
  11. Репин В.Е. Путешествие в горячую точку / Репин В.Е., Дейнека Е.В., Симонов А.Н., Пестунова О.П. и др. // Наука из первых рук. – 2017. – № 5/6 (76). – С. 81-99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9931076
  12. Сидорова Т.А. Тема «Атмосфера» на уроках географии в школе // Метеорологический вестник. – 2009. – Т.2 – № 2. – C. 49-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12796116
  13. Удовыченко О.Д. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов географических специальностей: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Удовыченко Оксана Дмитриевна. – Ставрополь. – 2005. – 183 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16078530
  14. Федотов В.И., Нестеров А.И. География. Опыт взаимодействия ВУЗа и школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. – 2005. – № 1. – С. 103-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11898671
  15. Хизбуллина Р.З., Адельмурзина И.Ф., Якимов М.С., Гиззатуллин И.Р. Проведение полевых исследований с учащимися для изучения природно-территориальных комплексов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2019. – Т. 21 – № 64 – С. 43-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37711396
  16. Хизбуллина Р.З., Лешан И.Ю., Брехова И.Н. Специфика исследования почв в вузах при организации и проведении почвенных практик (на примере географического факультета Башкирского государственного университета) // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 4 (34). – С. 162-168. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35534469
  17. Шимлина И.В. Анализ возможностей географического образования в профессиональном самоопределении учащихся современной школы // Наука и Школа. – 2017. – №2. – С. 76-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29072215
  18. Grelot J.-P. Cartographers and Microcomputers // Modern Cartography Series. – 1991. – Vol.1. – P. 237-247. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-040277-2.50020-9
  19. Piróg D. To study or not to study geography? The changing motivations behind choosing geography degree programmes by Polish students in the years 1995-2015 // Geoforum. – 2018. – Vol.94. – P. 63-71. DOI: https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2018.06.013
  20. Taylor D.R.F. The theory and practice of Cybercartography: An introduction // Modern Cartography Series. – 2019. – Vol.9. – P. 25-33. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-444-64193-9.00002-6

 

Библиографическая ссылка: 

Ахметгареева Э.В., Нигматуллин А.Ф., Хизбуллина Р.З., Якимов М.С., Янчурин А.М. Знакомство с некоторыми географическими специальностями в процессе обучения географии в школе // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.63-74. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.06