ISSN 2409-7616

Лопуха А.А., Лопуха А.Д.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.09

Лопуха Анна Александровна — студент, Институт культуры и молодежной политики, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, E-mail: kost6anna@mail.ru

Лопуха Александр Дмитриевич — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 1992-5280, E-mail: lopoukha@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются проблемы девиантного поведения молодёжи в современной России, его причины связанные с упадком воспитания в российской школе. Исследованы сущность девиантного поведения, его взаимосвязь с проблемой социального контроля и опасность для общества в условиях «гибридной войны». Проанализированы подходы к решению социальной проблемы девиантного поведения в юридической и педагогической науках. Дано определение профилактике девиантного поведения как комплексу мероприятий направленных на предупреждение девиантного поведения. Отмечена необходимость создания единой ценностно ориентированной системы социально-педагогической практики девиантного поведения молодёжи. Автор приходит к убеждению о необходимости создания единой социально-педагогической системы профилактики девиантного поведения. Данная система должна стать системой, объединяющей усилия всех социальных институтов страны (правовых, образовательных, культурных, религиозных, этнических, воспитательных), действующих нормативно закреплёнными средствами, адекватными, как интересам государства и общества, так и индивидуальным особенностям воспитуемых. По мнению автора, она должна включать, адекватные современной ситуации в мировом сообществе и социальной обстановке в России (теорию социально-педагогической профилактики девиантного поведения и её организационные и нормативные основы; систему специализированных организаций воспитания и перевоспитания; идейно-ценностные основы воспитания и перевоспитания; включение воспитуемых в социально-целесообразную деятельность).

Ключевые слова: девиантное поведение, правовая и социально-педагогическая профилактика, социальный контроль и предупреждение правонарушений.

 

Литература:

  1. Артамонова Е.Г. Раннее выявление и профилактика аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях: региональный обзор // Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика: сб. научных трудов Первой международной научной школы (Казань, 26–27 мая 2016 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – С. 8-12.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26671210
  2. Ворначева Н.В. Профилактика девиантного поведения школьников: формирование установки на здоровый образ жизни // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 4(17). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36709993
  3. Гуслякова Л.Г., Говорухина Г.В. Трансформация смысложизненных ориентаций молодёжи (2003-2013) // Образование и социальное развитие региона. — 2014. — № 3. — С. 51-59.
  4. Егорычев А.М. Воспитание как национальная основа развития отечественного образования // Профилактика зависимостей. — 2019. — № 2 (18). – С. 59-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38540379
  5. Егорычев А.М. Социальная среда как фактор, определяющий социальное здоровье несовершеннолетних // Профилактика зависимостей. — 2018. — № 4 (16). — С. 191-197. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37165982
  6. Зауторова Э.В. К вопросу о коррекции и профилактике девиантного поведения подростков // Образование и наука в России и за рубежом. — 2018. — № 9(44). —  С. 52-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35631184
  7. Зиннуров Ф.К. Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества // Вестник КАЗГУКИ. — 2019. — № 1. — 127-131. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41190312
  8. Костикова А.В., Иванов А.В. Особенности реализации программы помощи подросткам-девиантам в развитии профессиональных интересов // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3(20). — C. 32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135351
  9. Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишинани. – М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  10. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Русский народ. Культура, обычаи, обряды. — СПб.: «Паритет», 2011. – 488 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19731632
  11. Лопуха А.Д., Костенко М.М., Чернов С.А. Социальная педагогика: Учебное пособие/ под. ред. А.Д. Лопуха. — Новосибирск, «Архивариус-Н», 2008. — 481 с.
  12. Макаров А.А. Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 496-498. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21639356
  13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М.: Изд-во РГСУ, 2013. — 416 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25792750
  14. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27237709
  15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник. 7 изд. — М.: Изд. Центр «Академия», 2009. – 200 с.
  16. Панова В.Н. Профилактика девиантного поведения подростков в системе СПО // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 38-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41131940
  17. Парсонс Т. Инкельс А., Дэвис Дж. Э. и др. Общий обзор // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / пер. с англ. — М.: Наука, 1972. – 392 с.
  18. Пель В.С., Турченко В.Н., Шматков П.Н. [и др.] Философско-методологические основы образовательных инноваций в условиях глобализации: монография / под ред. В.Н. Турченко. — Новосибирск: НГПУ, 2013. — 286 с. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21607015
  19. Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. — М.: Куликово поле, 2018. – 832 с.
  20. Нагибина О.В., Кирова А.П. Фототерапия как средство профилактики девиантного поведения детей группы риска в образовательной среде // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1(23). — С. 161-172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42771117
  21. Ростовская Т.К., Егорычев А.М. Сфера молодежной политики как необходимая реальность развития российского государства и общества // Человеческий капитал. — — №1 (121). – С. 59-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709883
  22. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. — 440 с.

 

Библиографическая ссылка:

Лопуха А.А., Лопуха А.Д. Девиантное поведение современной молодёжи и его социально-педагогическая профилактика // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. – С.95-102. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.09