ISSN 2409-7616

Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю.

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Лев Владимирович Мардахаев — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики, факультет социальной работы, Российский государственный социальный университет (Москва), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, (Россия, Москва),SPIN— код: 6449-0103, e-Mail: mantissa-m@mail.ru

Елена Юрьевна Варламова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, факультет иностранных языков, Чувашский государственный педагогический университет (Росcия,Чебоксары), eMail: ev302@mail.ru

Аннотация. Статья исследует проблему подготовки будущего педагога к осуществлению образовательной деятельности по обучению иностранным языкам и ознакомлению с иноязычной культурой, в рамках направленности образовательного процесса на формирование у бакалавра педагогического образования качеств, опора на которые позволит будущему педагогу способствовать социализации личности учащихся. В качестве ключевой характеристики выпускника, будущего педагога, выступает его иноязычная профессиональная компетентность как совокупность иноязычных компетенций, имеющих этнокультурное содержание. Реализация данных компетенций педагога в образовательной деятельности позволяет средствами иностранного языка развивать качества поликультурной личности обучающегося (как представителя этноса, народа, поликультурного социума) и осуществлять подготовку учащихся к самореализации в поликультурном социуме.

Ключевые слова: иноязычная профессиональная компетентность, компетенция, социализация, этнокультурное содержание, иноязычное образование, поликультурность педагога.

Литература:

  1. Варламова Е.Ю. Формирование лингводидактической компетентности будущих учителей иностранного языка как второй специальности. – Чебоксары, 2005. – 202 с.
  2. Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. – 2003. – № 4. – С. 21–31.
  3. Егорычев А.М. Какой ныне вектор традиций и инноваций в системе мирового образовательного пространства? // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2015. – № 4 (4). – С. 53–60.
  4. Егорычев А.М. Теоретические основания интеграции этнокультурных традиций в системе образования России. – Новосибирск: Изд-во «Наука», 2006. — 356 с.
  5. Егорычев А.М. Традиции и инновации в мировой системе образования: поиск оптимального варианта //Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: матер. Междун. научно-практ. конф. -2013. — № 7. — С. 129-141.
  6. Егорычев А.М., Буксикова О.Б. Россия перед вызовами XXI века: контекст роста значимости образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. — № 11. — С. 13-17.
  7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
  8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: методологические основы ее анализа // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 3 (7). – С. 19.
  9. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Диверсификация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Педагогическое образование и наука. 2008. -№ 8. — С. 52-59.
  10. Мардахаев Л.В. Основы общей, специальной и социальной педагогики: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов. М. — Тула, 2007.
  11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М., 2011. Том П – Я.
  12. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. — М.: Перспектива, 2016. — 120 с.
  13. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 2000. – 512 с.
  14. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебцова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  15. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 3. – С. 20–26.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование. Квалификация (степень) Бакалавр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения: 07.10.2016).
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 07.10.2016)
  18. Ryan, K. Those who can, teach. – 5th Ed. – Boston etc. : Houghton Miffin Co., 1988. – 544 p.
  19. Egorychev A. Upbringing system by A.S. Makarenko: synergetic analisis of its development / L. Mardakhaev, O. Volenko, I. Fedoseeva, E. Kostina // 3rd international multidisciplinary scientific conference on social science and arts sgem 2016: psychology and psychiatry, education and educational research, 24-30 august, 2016, Albena, Bulgaria. Sofia, 2016. P. 1219-1226.