ISSN 2409-7616

Хизбуллина Р.З., Якупова Л.Р., Салемгараева Л.Р., Ахметшина Г.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.26

Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна —  кандидат педагогических наук, доцент кафедры  физической географии картографии и геодезии,  географический факультет ФГБОУ ВО «Башкирский  государственный университет», Уфа, Россия, E-mail: hizbullina@yandex.ru

Якупова Лилия Рафиковна — кандидат химических наук, доцент кафедры химии естественно-географического факультета ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М.Акмуллы», Уфа, Россия, E-mail: Lsh_2014@mail.ru

Салемгараева Лейсян Расимовна — студент географического факультета, профиля «Картография и геоинформатика», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный  университет», Уфа, Россия, E-mail: salemgaraeva.1@mail.ru

Ахметшина Гузель Айратовна — студент естественно-географического факультета, профиля «Педагогическое образование химия и физика», ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М.Акмуллы»,  Уфа, Россия, E-mail: aga.guzel456@gmail.com

 Аннотация: В статье рассматривается роль межпредметных связей в  формировании химических и географических знаний, отмечается, что межпредметные связи остаются важнейшим принципом обучения в современной школе, подчёркивается, что интеграция предметов помогает сблизить их, найти общие точки соприкосновения. Особый акцент делается на организацию исследовательской деятельности на интегрированных занятиях. Авторы предлагают варианты изучения отдельных тем для организации совместной учебной исследовательской работы школьников на уроке химии и географии, так же приводят примеры лабораторных и практических работ исследовательской направленности школьных курсов химии и географии. В статье приводятся выводы о значении использования исследовательской деятельности в обучении школьников, особо отмечается и роль внеурочной межпредметной работы учителей географии и химии.

Ключевые слова: межпредметные связи, формирование умений, исследовательская деятельность школьников, уроки химии и географии.

 

Литература:

  1. Абдуллаева Г.Д., Атажанов И.И. Межпредметные связи в современной школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-3. – 66-68 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25778241
  2. Акманова Г.Р., Хизбуллина Р.З. Межпредметные связи дисциплин естественно-научного цикла Сборник материалов III Всероссийской научно-методической конференции – Уфа: Башкирский государственный университет. — C. 37-39. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=24980345
  3. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие / Е.В. Береснева. – М.: Центрхимпресс, 2004. – 144 с.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  5. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006. – 218 с.
  6. Блинова Т.Л., Кирилова А.С. Подход к определению понятия «Межпредметные связи в процессе обучения» с позиции ФГОС СОО Материалы III Международной научной конференции. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. – С. 65-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25529363
  7. Богачик Е. В. Межпредметные связи, их виды и способы реализации в учебных заведениях СПО // Экономика и социум. – 2015. – № 5-2 (18). – С. 393-400. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25457798
  8. Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии Материалы III Международной научной конференции – Санкт-Петербург: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 268, – 2013. – С. 72-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25529356
  9. Габриелян О.С. Теория и методика обучения химии: Учебник для вузов / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, В.Г. Краснова и др.; Под ред. О.С. Габриелян. Москва: Академия, 2009. – 384 с.
  10. Габриелян О.С. Химия. 8–9 кл.: методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: Дрофа, 2013. – 222 с.
  11. Гессен, С.И. Основы педагогики. — М.: Школа-Пресс, 2015. — 448 c.
  12. Долбнев В. В. Формирование теоретического мышления и универсальных способов деятельности через межпредметные связи на уроках биологии Материалы XXIV Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований» – Москва: 2015. – С. 28-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25417563
  13. Миркин Б. М., Хизбуллина Р.З., Наумова Л. Г. Экология на уроках географии учеб.-метод. пособие для учителей; М-во образования Респ. Башкортостан, 2004. – 86 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23257692
  14. Моисеева И. В. Шпилевская Т. И., Тараканова В. В. Межпредметные связи как один из аспектов здоровьесберегающей технологии // Эксперимент и инновации в школе. – 2015. – № 5. – С. 17-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25006725
  15. Ордабаева Ж.Ж. Межпредметные связи и мышление // Успехи современного естествознания. – 2015.  – № 1. – С. 135-137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22968464
  16. Севрюк А. В. Межпредметные связи и их роль в процессе обучения Материалы XXX всероссийской научно-методической конференции – Уссурийск: Приморская государственная сельскохозяйственная академия, 2015. – С. 142-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24226210
  17. Третьякова О. В. Межпредметные связи в учебном процессе 3-я Всероссийская научно-практическая конференция – Тюмень: Тюменский государственный институт культуры. – 2010. – С. 258-260. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25753963
  18. Чернышенко Ю.Н., Нурушев Р.А. Межпредметные связи в химии при подготовке выпускников агрономического факультета Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции /отв. Ред. А.Ф. Пономарева – Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2011. – С. 22-23. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=24567652
  19. Яворук О. А. Межпредметные связи и межпредметная интеграция при изучении основ естественных наук в современной школе. Сборник статей ученых, аспирантов и соискателей ученой степени кандидата и доктора наук. Государственное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», Кафедра гуманитарного образования. – Ханты-Мансийск: 2003. – С. 90-95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25517314
  20. Яворук О.А. Межпредметные связи в процессе обучения основам естественных наук в школе // Развитие мышления в процессе обучения физике. – 2010. – № 1(1). – С. 21-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23030867

 

Библиографическая ссылка: 

Хизбуллина Р.З., Якупова Л.Р., Салемгараева Л.Р., Ахметшина Г.А. Использование межпредметных связей в формировании у школьников умений к исследовательской деятельности на уроках химии и географии //  ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 262 — 270. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.26