Астанин Д.М.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННЫХ СИСТЕМ: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ГУМАНИЗАЦИЮ НАУЧНЫХ И ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИХ ТЕЧЕНИЙ
Дмитрий Михайлович Астанин — старший преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды Череповецкого государственного университета (Россия, Череповец), SPIN-код: 5969-0840, E-mail: montenegro.astanin@mail.ru
Аннотация. Проводится исторический анализ становления экологических тенденций в науке, литературе и философских учениях в контексте теории многоуровневого развития природоохранных систем (религия, государство, наука, общество, международное право). Восточная научно-философская мысль средневековья и древнего мира имела преимущество перед западной благодаря преобладанию природной составляющей. Формирование термина «экология» относится к середине 19-го века. Связано оно было с завершением эпохи Великих географических открытий. Однако, экология в 19-м веке носила сугубо практический характер, направленный на сохранение природы с целью классификации резервов для будущего потребления. Гуманитарно-философское осмысление проблем экологии и агрессивно-потребительского общества следует возлагать на русскую и индийскую культуры в лице Л. Н. Толстого и М. Ганди, предложившим синтез русской, западной и восточной мысли в качестве средства профилактики экологических катастроф. Апробационной проблемой разработки универсального международного методологического аппарата является разобщенность научно-философской мысли: история человечества развивается по циклической модели – средневековый запад был плохо знаком с арабской наукой, так же и сегодня – запад плохо знаком с теорией ноосферы, которая в данный момент не завершена.
Ключевые слова: природоохранная система, экологическая этика, экологический гуманизм, экология, биоцентризм.
Литература:
- Вернадский В. И. Биосфера. Ленинград. Научн. хим.-техн. изд-во. 1926. 148 с.
- Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с.
- Crichton M. Timeline. New York: Alfred A. Knopf, 1999.
- Астанин Д.М. Четвертый уровень организации природоохранных систем: общественные экологические движения. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2018. Т. 4(70). № 1. С. 157-168.
- Астанин Д.М. Пятый уровень организации природоохранных систем: международное право. Эволюция институтов экологической глобальной политики. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 4 (40). 2018. № 3. С. 47–56.
- Мюллер, М.Шесть систем индийской философии. — М., 1995. — 448 с.
- Матвиевская Г.П., Соколовская З. К. Улугбек. 1394-1449. Москва, 1997. Сер. Научно-государственного университета геосистем и технологий). 2013. №4 (24). с. 126-142.
- Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. М., «Россиямолодая биографическая литература.
- Бобров Е. Г. Карл Линней. 1707-1778. Ленинград. Наука. 1970. 285 с.
- Flourens P., « Chefs-d’œuvre littéraires de Buffon » [archive], in Chefs-d’œuvre littéraires de Buffon, t. 2, 1864.
- Гумбольдт А. Картины природы / Пер. с нем. Т. И. Коншиной под ред.С. В. Обручева. — [4-е рус. изд.] — М.: Географгиз, 1959.
- Креймер М. А. Эрнст Геккель и экология. Вестник СГУГиТ «Сибирского»,1992. —365с.
- Рулье К. Ф.Избранные биологические произведения / под ред., с коммент. и послесл. Л. Ш. Давиташвили, С. Р. Микулинского. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 688 с.
- Бренькова А. С. Утопия ненасилия Л. Н. Толстого. 5-1 (31). 2013. с. 30-32.
- Доронин А. К. Мировоззрение М. К. Ганди как результат духовного противостояния Восток-Запад. Запад-Россия-Восток. Номер: 9. 2015. с. 38-44.
- Куракина О. Д. Русский космизм – мировоззрение русской цивилизации. Булгановские чтения. 2014. Т. 8. № 8. с. 6-12.
- Субетто А.И. Россия — Центр Устойчивости Мира. В сборнике: Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития. Коллективная монография. Москва, 2017. 85 с.
- Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. Москва. Наука. 1989.
- де Шарден Т. Феномен человека. М., 1973. М. «Прогресс».
- Naess A. Spinoza and ecology. Philosophia. March 1977, Volume 7, Issue 1, pp. 45–54.
- Sartre P. El existencialismo es un humanism. Edicion e introduccion de Arlette Elkaim Sartre, 1948.
- Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Проблема человека в западной философии.М.,1988. 262 с.
- Berdyaev N., Spears A., Kanter V. The Fate of Man in the Modern World.Cross Currents. Wiley. Christianity and anti-semitism. Vol. 1, No. 1 (FALL 1950), pp. 43-54.
- Леопольд О. Календарь песчаного графства. — М., 1983. Пер. с англ./Под ред. и с предисл. А. Г. Банникова М. Мир 1983 г. 248 с.
- Rodman J. Theory and practice in the environmental movement: Notes toward an ecology of experience. The Search for Absolute Values in a Changing World. 1978.
- Land, value, community: Callicott and environmental philosophy / edited by Wayne Ouderkirk and Jim Hill. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 2002. 358 p.
- Attfield R. Biocentrism and Artificial Life. Environmental Values21 (1). 2012. pp. 83-94.