ISSN 2409-7616

Орлова Р.А.

ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рената Амировна Орлова старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Новосибирского государственного педагогического университета, (Россия, Новосибирск), E-mail: orlova.ra@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрыта значимость социализации в воспитании детей дошкольного возраста. Анализируется место и роль этнической социализации детей дошкольного возраста. Охарактеризованы основные понятия исследования: этнос, социализация, этническая социализация, семья. Представлены теоретические и практические аспекты формирования этнической социализации детей дошкольного возраста. Авторы стоят на позиции, считая, что первичными институтами социализации в дошкольном возрасте являются семья и дошкольные образовательные учреждения, это возлагает на них высокую ответственность за результат социализации подрастающего поколения. Современное поликультурное воспитание в дошкольном возрасте занимает очень важную роль среди всех существующих обучающих и воспитательных программ, поскольку оно позволяет не только сформировать в детях правильное отношение к этнокультурной действительности, но и развивает у детей интерес к другим культурам, желание их познавать. Самое главное, поликультурное воспитание и этническая социализация позволяет заложить в сознание детей дошкольного возраста основы национального и гражданского самосознания.

Ключевые слова: социализация, институты социализации, этнос, этническая социализация, дошкольные образовательные программы, воспитание.

 

Литература:

  1. Духовность и социальное служение. Ценностный мир российской молодежи: коллективная монография: в 3 т. Т. 1 / под ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева / Т.К. Ростовская, А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, др. — М.: Перспектива, 2018. — 296 с.
  2. Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Кретинин А.С. Духовность русской культуры как базовый фактор новой государственной молодежной политики России // ЦИТИСЭ. – 2018. — № 1(14).
  3. Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Кретинин А.С. Среда как педагогический феномен в системе дошкольного образования: её сущность и содержание // ЦИТИСЭ. – 2018. — № 2 (15).
  4. Егорычев А.М., Ахтян А.Г. Воспитание ребенка в традициях русской культуры: монография / под ред. А.М. Егорычева. — М.: РГСУ, 2018. — 178 с.
  5. Касенова Н.Н., Кергилова Н.В., Егорычев А.М. Адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции в российское общество // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. — № 6. — С. 101-112.
  6. Коваль Е.М., Касенова Н.Н. Работа с детьми-мигрантами в начальной школе и их социокультурная адаптация // Специфика этнических миграционных процессов на территории центральной Сибири в XX–XXI веках: опыт и перспективы: сб. матер. V Международной научно‐практической конференции. 2016. — С. 134-137.
  7. Мусатова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с высоким уровнем школьной тревожности // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: матер. XXV международной научно-практической конф. — М.: Международный центр науки и образования, 2014. — С. 51-55.
  8. Мусатова О.В. Особенности гендерного самосознания современных младших школьников // Гендерные исследования в гуманитарных науках: сб. ст. по матер. III Междунар. науч.-практ. конф. № 3. — Новосибирск: СибАК, 2015.
  9. Орлова Р.А. Воспитание культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2(11).
  10. Орлова Р.А. Модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №2. — С. 337-344.
  11. Орлова Р.А., Беловолов В.А. Формирование культуры межнационального общения как социо-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №11. — С. 273-283.
  12. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  13. Суровяк Л.В. Школа этнической социализации детей раннего возраста. – Новосибирск, 2004.
  14. Суховей Е.А. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе исследовательской деятельности по русскому языку // Сибирский педагогический журнал 2014. — № 1. — С. 92-95.
  15. Суховей Е.А. Возможности педагогической практики в МКОУ прогимназия «Зимородок» в профессиональном становлении будущих учителей начальных классов // Педагогический профессионализм в образовании: сб. научных трудов XII Международной научно-практической конф.: в 3-х частях / под ред. Е.В. Андриенко. – Новосибирск. 2016. — С. 144-149.
  16. Суховей Е.А. Педагогическая практика как фактор мотивации студентов к учебной деятельности // Педагогический профессионализм в образовании: сб. научных трудов XI Международной научно-практической конф., посвященной 80-летию НГПУ. — Новосибирск. 2015. С. 156-158.
  17. Суховей Е.А. Речевые инновации дошкольников и младших школьников // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: матер. научно‐практического семинара / Под ред. Г.С. Чесноковой, И.А. Федорченко. — Новосибирск. 2015. С. 54-57.
  18. Суховей Е.А., Ушакова Е.В., Петрухина Е.П. Компетентностный подход к оценке учебных достижений младших школьников // Технологii интеграцii Змiсту освiти. — Полтава, 2013. — С. 160-165.
  19. Ушакова Е.В. Мониторинг учебных достижений младших школьников по русскому языку (метапредметные результаты) // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: матер. IX Всероссийской научно-практической конф. / под ред. Г.С. Чесноковой, А.Ю. Зверковой. 2013. — С. 35-37.
  20. Храпченкова И.В., Цариненко А.И. Особенности формирования мотивации у младших школьников в учебном процессе // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сб. статей по матер. VII Международной научно-практической конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. — С. 277-280.