ISSN 2409-7616

Вагаева О.А., Галимуллина Н.М.

ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 378.14.015.62

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.30

Вагаева О.А.1 (Пенза, Россия) — yurmashevj@inbox.ru, Галимуллина Н.М.2 (Казань, Россия) — nadiyagalimullina@yandex.ru

1Пензенский государственный технологический университет

2Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ

Аннотация. Исследование посвящено анализу понятия «мягкие навыки» («гибкие навыки», soft skills) как комплекса надпрофессиональных компетенций будущих специалистов и состоявших профессионалов, представленных на рынке труда. Выявлено, что наличие неспециализированных навыков и личностных качеств, отличных от профессиональных навыков и направленных на развитие возможностей адаптироваться в коллективе (тайм-менеджмент, лидерство, навыки коммуникации и публичного выступления) можно расценивать как конкурентное преимущество на рынке труда. Развитые «мягкие навыки» наряду с профессиональными компетенциями становятся элементом оценки при составлении профиля должности. Эмоциональные, когнитивные, социально-коммуникативные навыки помогают и в достижении карьерного роста. Значимость soft skills осознают и обучающиеся. Так, по результатам опроса студентов, наиболее востребованными были названы навыки самообразования и саморазвития, публичного выступления, командной работы и тайм-менеджмента. В исследовании проведен обзор основных технологий формирования «мягких компетенций» в рамках традиционного и дистанционного обучения. Помимо использования педагогических приемов формирования «мягких навыков» в ходе преподавания дисциплин профессионального цикла, высшие учебные заведения активно реализуют практику включения в учебные планы специализированных дисциплин, связанных с soft skills: «Основы проектной деятельности», «Технологии обучения в вузе», «Менеджмент в сфере ИКТ», «Персонал в системе менеджмента качества», «Основы инженерного творчества», «Личностное развитие», «Деловые коммуникации», «Управление командой ИТ-проекта». В статье содержится так же краткий обзор подобных курсов на платформах массового открытого онлайн обучения «Открытое образование», «Stepik», «Лекториум», «Универсариум» и на коммерческих платформах.

Ключевые слова: компетенции, гибкие навыки, мягкие навыки, soft skills, карьера, MOOC.

Список источников:

  1. Martín D.L.S., Otamendi F.J. Soft Skills Training Program Based on Serious Games // Sustainability. 2021. Vol. 13, Issue 15, 8582. DOI: https://doi.org/10.3390/su13158582
  2. Made S.I., Apriyani D., Suryanto A. Soft Skills Evaluation Management in Learning Processes at Vocational School // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1387. 012075. DOI: 10.1088/1742-6596/1387/1/012075
  3. Shakirudeen O.A., Bin Y. Soft Skills Training: A Significant Tool for Future Achievement in Higher Education // Journal of Educational Theory and Management. 2022. Vol. 6, Issue 1. P. 63-72. DOI: http://dx.doi.org/10.26549/jetm.v6i1.11376
  4. Gruber L., Barni de Campos D., Pereira D. Training to Develop Soft Skills for Engineering Students // Scientific Research and Essays. 2022. Vol. 17, Issue 4. P. 57-72. DOI: https://doi.org/10.5897/SRE2022.6753
  5. Barwick T. Is Your Company “Soft” Enough. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/insights-intelai/2018/11/29/is-your-company-soft-enough/?sh=4b6aba30552e   (Дата обращения: 05.04.2023)
  6. Bholane K.P. Soft Skills for Today’s Business World. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/366324169_SOFT_SKILLS_FOR_TODAY’S_BUSINESS_WORLD (Дата обращения: 05.04.2023)
  7. Tomić, B., Jovanović, J., Milikić, N., Grading Students’ Programming and Soft Skills with Open Badges: a case study // British Journal of Educational Technology. 2019.Vol. 50, Issue 2. P. 518-530. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12564
  8. Balcar J. Is It Better to Invest in Hard or Soft Skills? // Economic & Labour Relations Review. 2016, Vol. 27, P.453–470. DOI: https://doi.org/10.1177/103530461667461
  9. Ануфриева Т.Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (226). С. 120-132. DOI: 10.23951/1609-624X-2023-2-120-132
  10. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н., Дианова Ю.А. Развитие навыков проектной деятельности в вузе: методический и организационный аспекты // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.407-422. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50147765
  11. Заровняев Б.Н., Шубин Г.В. Дипломное проектирование с элементами технического творчества как фактор повышения профессионального уровня подготовки горных инженеров // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 481-491. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.41
  12. Calfoforo A. Challenges and Soft Skills of Student Interns // International Journal of Social Science and Human Research. 2023. Vol. 6, Issue 3. P. 1504-1514. DOI: https://doi.org/10.47191/ijsshr/v6-i3-22 
  13. Thi H. T. Solutions for Soft Skill Training for Students in Vietnam Today // IJRDO- Journal of Educational Research. 2023. Vol. 9, Issue 3. P. 1-5. DOI: https://doi.org/10.53555/er.v9i3.5606     
  14. Joie-La Marle C., Parmentier F., Weiss, P.-L. Effects of a New Soft Skills Metacognition Training Program on Self-Efficacy and Adaptive Performance // Behav. Sci. 2023. Vol. 13. 202. DOI : https://doi.org/10.3390/bs13030202
  15. Ермаков Д., Амантай Ж. Развитие и диагностика мягких навыков на платформе СберКласс // Образовательная политика. 2021. № 2(90). С.106-114. EDN: EAZLHY, DOI: 10.22394/2078-838X-2022-2-106-114
  16. Ликсина Е.В., Вагаева О.А. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности студентов в образовательном учреждении (на примере КТ ПЕНЗГТУ) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 2. С. 53-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48014609
  17. Singh А., Jaykumar Р. On the Road to Consensus: Key Soft Skills Required for Youth Employment in the Service Sector // Worldwide Hospitality and Tourism Themesю 2019. Vol. 11, Issue 1. DOI: 10.1108/WHATT-10-2018-0066

Библиографическая ссылка: Вагаева О.А., Галимуллина Н.М. Формирование «мягких навыков» как фактор конкурентоспособности будущих специалистов // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 345-357. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.30