ISSN 2409-7616

Пинчук А.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ КАК ФОРМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОТВЕТА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.38

УДК 378

Пинчук А.Ю.1 (Москва, Россия) — E-mail: pakt77@mail.ru

1Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

Аннотация. В статье рассматривается вопрос состояния инженерного дела и его системного определения в России. Приводится обоснование современного понимания профессии инженера, как своеобразного ориентира, на основе которого уточняются и корректируются социальные роли и функции. Потребности технологического прорыва, обеспечения цифровой трансформации, диктуют новые задачи в рамках инженерного развития, профессиональной подготовки кадров. Переход России на инновационный путь развития обусловил постановку перед инженерными вузами принципиально новой задачи – стать центрами инновационной активности в регионах и промышленных секторах реального бизнеса. Эта задача потребовала осуществление системных корректив, как в образовательной сфере, так и в инновационной политике российского государства. Позитивное решение поставленной задачи в ближайшей перспективе, будет способствовать развитию инженерного образования, в том числе активизации процессов интеграции вузов с научной сферой и промышленностью страны. Автор считает, что существует необходимость решения двух базовых задач: обеспечение гармоничной взаимосвязи образования, индустрии и рынка труда в стране; найти новые подходы к формированию инженерных компетенций в новых цифровых условиях. Практика показывает, что все без исключения успешные российские вузы и инженерные научные школы отличает реальная интеграция со стратегическими партнёрами в производственной сфере, что позволяет преодолевать объективно существующий барьер между вузовской подготовкой и готовностью выпускников эффективно включиться в реальную инженерную деятельность.

Ключевые слова: инженерная школа, социальный институт, наука, технологический прорыв, цифровая трансформация.

Литература:

  1. Басаев З.В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. — 2018. — № 4. — С. 32-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36510531
  2. Белоцерковский А.В., Сердитова Н.Е. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 4. – С. 9-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42749232
  3. Блум Н. и др. Политика поддержки инноваций: набор инструментов // Вопросы экономики. — 2019. — № 10. — С. 7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41165985
  4. Волкова О.А. О формировании ценностно-смысловых компетенций будущих инженеров // Высшее образование в России. – 2017. — № 4. — С. 144-150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28998176
  5. Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее: монография / под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 610 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42333080
  6. Гладышева Е.В., Марычев Е.А., Тихонов А.А. История и перспективы развития инженерной деятельности и инженерного образования в России (инновационный аспект) // Вестник МГТУ МИРЭА. — 2014. — № 3 (4). — С. 270–283. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21969116
  7. Жураковский В.М. Современные тенденции развития инженерного образования на основе интеграции образования, науки и инноваций // Модернизация инженерного образования: российские традиции и современные инновации: сб. матер. Международной научно-практической конференции. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2017. – C. 13-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30696082
  8. Колесников С.И. Реализация программы «Уральская инженерная школа» в сфере среднего профессионального и высшего образования // Инженерная школа XXI века: традиции, достижения, инновации: матер. науч.-метод. конференции с международным участием. ‒ Екатеринбург: Уральский государственный лесотехнический университет, 2016. – С. 6-11. ISBN 978-5-94984-555-4
  9. Коробцов А.С. Обоснование профессиональных профильных компетенций в инженерном образовании // Инженерное образование. — 2019. — № 26. — С. 28-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43962416
  10. Короткевич А.И., Шпарун Д.В., Сюй Ц. Инвестиционно-инновационные стратегии трансформации национальной экономической системы и реализация стратегии инвестиционно-инновационной деятельности региона // Новая экономика. — 2018. — № 2 (72). — С. 53-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38052918
  11. Максимцев И.А. Обеспечение качества высшего образования в России: исторические аспекты и перспективы развития. Часть 1 / И.А. Максимцев, Л.С. Измайлова, Е.А. Горбашко // Стандарты и качество. – 2020. – № 10.  — С. 98–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43992619
  12. Проектирование образовательной среды формирования современного инженера: монография / под ред. Л.Н. Банниковой, Ю.Р. Вишневского. — Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 220 с. ISBN 978-5-91256-178-8
  13. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская и др.; под ред. А.М. Егорычева.  — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – С. 152-188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  14. Рудской А.И. Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты: монография / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов, К.Н. Киселева. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2017. — 216 с. ISBN 978-5-7422-5759-2
  15. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о не вовлеченности // Вопросы образования. — 2012. — № 2. — С. 164. — DOI: 10.17323/1814-9545-2012-2-159-191
  16.  Фролова Н.Х., Поваренкина И.А. Образовательная модель на основе электронных ресурсов для групповой подготовки программных инженеров // Инженерное образование. — 2019. — № 26. — С. 84-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43962416
  17. Хаирова Э.А. Инновационные стратегии развития стран мира: компаративный анализ // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. — 2018. — № 4 (62). — С. 173-178. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39544909
  18. Чучалин А.И. Модернизация трѐхуровневого инженерного образования на основе ФГОС 3++ и CDIO++ // Высшее образование в России. — 2018. — Т. 27, № 4. — С. 22-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32834834
  19. Egorychev A.M. Education in globalizing world: basic institution determining development of world civilization / L. Mardakhaev, A. Ahtyan // Economic and social development: 25th international scientific conference on economic and social development XVII international social congress (ISC-2017). – Moscow: RGSU, 2017. – P. 777-784. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32249993

Библиографическая ссылка:

Пинчук А.Ю. Формирование отечественной инженерной школы как формы эффективного ответа российского общества на большие вызовы // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.425-435. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.38