ISSN 2409-7616

Заровняев Б.Н., Шубин Г.В., Собакина М.П., Будикина М.Е., Аммосова М.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.32

УДК 378.622 (561.56)

Заровняев Б.Н.1 (Якутск, Россия) — E-mail: mine_academy@mail.ru, Шубин Г.В.1 (Якутск, Россия) — E-mail: grigshubin@mail.ru, Собакина М.П.1 (Якутск, Россия) — E-mail: sobakina-91@mail.ru, Будикина М.Е.1 (Якутск, Россия) — E-mail: budikina@gmail.com, Аммосова М.Н.1 (Якутск, Россия) — E-mail:tchakir@mail.ru

1ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Аннотация. В настоящее время развитие алмазодобывающей отрасли, добычи угля, золота и полиметаллов на Дальнем Востоке России является важным направлением обеспечения растущих потребностей региона. Реализация этих проектов не только требует материальных, энергетических ресурсов, но и специалистов горного профиля. В связи с этим при расширении производства, создании новых отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности потребности в горных инженерах будет расти и одновременно предъявляются требования к их профессиональной компетентности, которые должны формироваться в процессе подготовки инженеров. Формирование профессиональных навыков студентов в процессе подготовки  актуально и должно быть реализовано в процессе преподавания специальных дисциплин. Компетенции предусмотрены государственным стандартом специальности и учитывают знания, умения и владение определенными навыками, которые формируются в ходе курсового проектирования. Выполнение проекта предусматривает выполнение основных разделов разработки месторождения: вскрытие и система разработки. От их правильного  выбора зависит эффективность разработки месторождения. В связи с этим, для методически правильного выбора способа вскрытия и системы разработки предложены матрицы их выбора, учитывающие общепринятые классификации способов вскрытия и системы разработки, а также горно-геологические условия проектируемого месторождения. Методика предназначена для студентов, обучающихся по специализации «Открытые горные работы», для выполнения курсового проекта по дисциплине Технология и комплексная механизация открытых горных работ для студентов.  Введение методики в учебный процесс позволяет студентам правильно выбрать способ вскрытия и систему разработки с учетом конкретных горно-геологических условий, сократить продолжительность выбора и расчета параметров  способа вскрытия и системы разработки месторождения, а также повысить качество выполнения и защиты проектов, адекватность принимаемых решений.

Ключевые слова: Северо-Восток России, подготовка горных инженеров, открытые горные работы, формирование компетенций, матрица,  способ вскрытия, система разработки.

Литература:

  1. Заровняев Б.Н., Шубин Г.В., Петров А.Н., Петрова Л.В.Современные технологии  в подготовке горных инженеров // Материалы международной научно-практической конференции: Модернизация инженерного образования: Российские традиции и современные инновации. – Якутск: СВФУ, 2017. – С. 278-285.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30696139
  2. Зырянов И.В., Татаринов П.С. Формирование профессионально ориентированных знаний по физике для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Горное дело» // Горный журнал. – 2019. — №2. – С. 93-96.  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37132510
  3.  Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А., Зотова Т.А., Наличникова И.А. Профессиональная самореализация студента ВУЗа: особенности, факторы, условия //  ЦИТИСЭ. —  2020. — №2 (24). — С. 180 – 190.  DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.17
  4. Шафранник Ю.К., Язев В.А. Кадровые проблемы горной отрасли // Горная промышленность. — 2014. — № 2. — С. 93–94.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21617905
  5. Мищук С. Н., Фетисов Д. М., Орел Т. В.Реализация кадровой политики на предприятиях горной промышленности Дальнего Востока России в условиях дефицита трудовых ресурсов (на примере Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината) // Горный журнал. — 2020. — №3. – С. 88-93. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42902521
  6. Ржевский В.В. Открытые горные работы: Технология и комплексная механизация: Учебник. Изд. 5-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 552 с. ISBN
    978-5-397-03739-6
  7. Черникова А. А., Петров В.Л. Подготовка горных инженеров в российских университетах исследовательского типа // Горный журнал. — 2015 — №8.   DOI: https://doi.org/10.17580/gzh.2015.08.22
  8. Ярославцева Н.В. Современное российское образование и образовательные услуги // ЦИТИСЭ. — 2019. —  № 3 (20). — С. 28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135347 
  9. Ярославцева Н.В.,   Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л. Парадигма и концепция профессионального воспитания в системе высшего образования // ЦИТИСЭ.  — 2020. — №1 (23). — С. 251-260.  DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.23
  10. Krechetov A., Khoreshok A., Blumenstein V.  Innovative Competencies of Mining engineers in Transition to the Sustainable Development // The Second International Innovative Mining Symposium.   E3S Web of Conferences, 2017. Vol. 21. – P.6. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/20172100001
  11. Zarovnyaev B.N., Shubin G.V., Budikina M.E., Sobakina M.P., Koroleva S.I. Development of environmental geotechnologies in the conditions of cryolitzone //  20-th International Multidisciplinary Scientific Geoconference SGEM. Sofia, 2020. – No.1.3. — P. 59-64. DOI:10.5593/sgem2020/1.2/s03.008
  12. Ericsson M. Internationalisation of mining education and research – a recurring process running through the centuries // Eurasian Mining. — 2018. — No. 2. P. 44–48. DOI: 10.17580/em.2018.02.11
  13. Pevneva I., Edmunds P., Smirnova A. Global Competence in Higher Mining Engineering Education // IV-th International Innovative Mining Symposium. E3S Web of Conferences, 2019. — Vol. 105. – P. 6. DOI https://doi.org/10.1051/e3sconf/201910504017
  14. Kazanin O.I., Drebenstedt C. Mining education in the 21century: global challenges and prospects // Journal of mining Institute. – 2017 — Vol. 225. — P.369-375. DOI: 10.18454/pmi.2017.3.369
  15. Savchenkov S. A., Bazhin V. Yu., Vilenskaya A. V. Training of specialists in the field of intellectual property protection and invention at universities for mining engineering // Eurasian Mining. — 2018. — No. 1. — P. 45–47. DOI: 10.17580/em.2018.01.10  
  16. Waters D. B. Mining education in Australasia // AusIMM Bulletin. — 2014. — No.1. -P.82-84.

Библиографическая ссылка:

Заровняев Б.Н., Шубин Г.В., Собакина М.П., Будикина М.Е., Аммосова М.Н. Формирование профессиональных компетенций студентов // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.360-371. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.32