ISSN 2409-7616

Сизов А.А.

ДЕЙСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.38

Сизов Андрей Александрович —начальник факультета переподготовки и повышения квалификации, Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко, аспирант кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия, E-mail: sizovatd@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики профессионального образования – проблеме повышения качества подготовки будущих специалистов по информационной безопасности предприятия. Автор считает, что сложившаяся система образования специалистов в области информационных технологий и информационной безопасности, не позволяет достичь ожидаемых от нее результатов, что резко обусловливает актуализацию проблемы совершенствования их профессиональной подготовки. При разработке целенаправленных программ подготовки специалистов по информационной безопасности необходимо опираться, прежде всего, на потребности самих работодателей, которые заключаются в ожидании от специалиста по информационной безопасности, целого комплекса развитых компетенций (информационно-аналитической, информационно-прогностической, информационно-проектировочной, информационно-познавательной, информационно-коммуникативной и организационно-управленческой). Автор, подчеркивая, что разработка действенных способов оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов по информационной безопасности, должна основываться на требованиях самих работодателей, проводит исследование, ориентированное на выявление особенностей взаимосвязи требований работодателей и требований, предъявляемых к обучающимся студентам со стороны преподавателей вуза. В эмпирическом исследовании, где приняли участие 57 работодателей и 196 работающих специалистов служб информационной безопасности предприятия, были использованы методы опроса, экспертного оценивания, а также статистические методы, что позволило автору статьи раскрыть проблемы соотношения потребностей работодателей и качества подготовки будущих специалистов по информационной безопасности, обусловленные сложившейся системой их профессионального образования.

Ключевые слова: специалисты по информационной безопасности предприятия, профессиональная подготовка, требования работодателей, профессиональные компетенции.

Литература:

  1. Авсентьев О.С. Системные аспекты проблематики подготовки специалистов в области информационной безопасности / О.С. Авсентьев, В.Н. Прийма, А.А. Малышев, А.П. Дураковский // Информационная безопасность. — 2009. — № 4. — С. 621 – 622. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12992261
  2. Агибова И.М. Профессиональная подготовка специалистов в области информационной безопасности на основе реализации компетентностного подхода / И.М. Агибова, С.Н. Кистерева // Наука. Инновации. Технологии. — 2011. — №1. — С. 66 -71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16529973
  3. Анурьева М.С. Современная система образования в области информационной безопасности в Российской Федерации / М.С. Анурьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23. — № 173. – С. 111 – 118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32824931
  4. Астахова Л.В. Развитие управленческой компетенции будущего специалиста по защите информации в вузе / Л.В. Астахова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — С. 330-336. https://elibrary.ru/item.asp?id=23220665
  5. Богачева Н.С. К вопросу об информационной адаптации студентов в условиях глобальной информатизации / Н.С. Богачева // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 3. — С. 204 – 214. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18904028
  6. Валеева Н.Ш. Информационная компетенция как основа профессиональной компетентности современного инженера / Н.Ш. Валеева, Н.И. Самойлова // Вестник Казанского технологического университета. – 2006. — № 3. – С. 295 – 299. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9274029
  7. Данилова О.Т.Исследование компетентностных и личностных характеристик кандидатов на должность специалиста по информационной безопасности / О.Т. Данилова, Т.Н. Виноградова, З.В. Семенова // Информационное противодействие угрозам терроризма. – 2015. – Т. 2. — № 5. – С. 84 – 91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25030623
  8. Козачок А.И. Проблемы реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов по защите информации // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2013. — №2 (52) — С. 294-297. https://elibrary.ru/item.asp?id=21215855
  9. Присяжная А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых:  [Электронный ресурс] // Режим доступа URL https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193749474&archive=1196814959&start_from=&ucat=& (дата обращения: 15.09.2020)
  10. Сляднева Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Информационные ресурсы России. – 2001. — № 2. – С. 14 – 28.
  11.   Мардахаев Л.В., Воленко О.И., Ермилов А.В. Выделение профессионально значимых качеств бакалавра техносферной безопасности // Российский психологический журнал. – 2020. — Т. 17, № 2. – С. 73–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43136221
  12. Воленко О.И., Воевода Е.В. О традициях в национальной научной культуре: новое лицо России или чужое отражение?  // Педагогика и психология образования. – 2017. — №2. – С.80-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29762052
  13. Мельник М.В., Миронова О.А. О подготовке магистров и аспирантов: проблемы и перспективы // Инновационное развитие экономики. – 2014. – № 5. – С. 79-82. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=22857717
  14. Федосеева И.А., Туркин Е.В. Смыслы и ценности российского государства как базис противодействия религиозному экстремизму // Проблемы современного педагогического образования. 2016. — № 53-11. — С. 158-166. URL: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28358026
  15. Яблочкин А.С., Кошкин А.П. Особенности национальной политики информационной безопасности в условиях глобализации // Вопросы безопасности. — 2019. — № 5. — С. 16-31.URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42411623
  16. Yermentaeyeva A.  Educational and Research Motivation of Undergraduates Master Students as the Factor of Self-improvement of Professional Competence // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2013. — Vol. 89. — P. 911-915. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.955

Библиографическая ссылка:

Сизов А.А. Действенные способы оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов по информационной безопасности предприятий // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.447-455. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.38