ISSN 2409-7616

Ковшикова Е.В., Архипова Т.Г., Огарков А.А., Шиндряева И.В.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.36

Ковшикова Елена Владимировна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, E-mail: kelenav1@yandex.ru

Архипова Татьяна Георгиевна —заместитель начальника УМО, Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ, Волгоград, Россия, E-mail: pomazeika@vspu.ru

Огарков Александр Александрович —кандидат экономических наук, заместитель директора, Московский финансово-юридический университет МФЮА (Волгоградский филиал), Волгоград, Россия, E-mail: volgnauka@yandex.ru

Шиндряева Ирина Викторовна —кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративного управления, Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС  при Президенте РФ, Волгоград, Россия, E-mail: i.shindryaeva@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятия и сущности информационно-коммуникативной компетенции государственных гражданских служащих в условиях цифровизации. Цифровизация деятельности государственных органов предполагает смену фокуса в вопросе компетенций госслужащих, так как сопряжено с человеческим фактором, со степенью готовности, в частности, государственных служащих к использованию новых технологий в своей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, детерминировало рост исследовательского интереса к данной проблеме. Компетенция в данном ракурсе рассматривается как способность выполнять профессиональные функции на определенном качественном уровне за счет использования информационных и коммуникационных технологий. В условиях современной цифровой среды предъявляются новые требования к компетенциям как государственных служащих со стажем, так и к выпускникам вузов и претендентам на вакантные должности государственной службы. Сегодняшняя же реальность свидетельствует об обратном, это послужило эмпирической предпосылкой к изучению феномена информационно-коммуникативной компетенции. В статье излагаются результаты авторского исследования состояния информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих и ее трансформации под влиянием цифровизации государственных органов Волгоградской области. Диагностические методы исследования включали в себя: содержательный анализ научных публикаций и нормативно-правовых документов и пробное (пилотажное) исследование с использованием метода фокус-групп,. Анализ научных публикаций и нормативно-правовых документов позволил выявить, что в настоящее время обществом используются понятия «компетенция» и «компетентность» как синонимы. Однако исследователи данной темы внесли ясность в понимание этих терминов. В сущности, понятие «компетенция» является более узким, а в понимании исследователей предполагается как составляющая «компетентности». В данной работе «компетенция» рассматривается авторами в качестве характеристики личности, позволяющей выполнять определенные профессиональные задачи. Подготовка и проведение фокус-группового исследования осуществлялась поэтапно. Первый этап был связан с формированием групп респондентов, изучением их готовности к участию в обсуждении информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих в условиях цифровизации. Второй этап предполагал разработку программы фокус-группового исследования, определение целей, задач, рабочей гипотезы и сценария проведения обсуждения. По результатам исследования можно заключить, что развитие информационно-коммуникативной компетенции государственных гражданских служащих в Волгоградской области будет успешным, если будет строиться на основе модели компетенции. По результатам исследования даны рекомендации по созданию модели информационно-коммуникативной компетенции государственного гражданского служащего Волгоградской области.

Ключевые слова: коммуникационная деятельность, информационно-коммуникативная компетенция, государственный гражданский служащий, цифровизация, информационные технологии; электронное правительство.

Литература:

  1. Абдулгалимов Р. Научно- педагогические представления об информационном обществе // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6.- С. 359. URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23220694
  2. Волохатых Д.С. Структурные компоненты информационно- коммуникативной компетентности государственных служащих// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. —  № 4. – С. 352-354. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16560226
  3. Иголкин Р.Б., Подвальный Е.С., Соломахин А.Н. Сущность понятия «компетенция» как предмет научного исследования определяющего содержания модели компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих // Регион: государственное и муниципальное управление. — 2015. — № 3 (3). — С. 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24333813
  4. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления 2003.- М.: Изд-во РАГС, 2005. – 174 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19655107
  5. Ичетовкина Н.М., Современное прочтение научных идей А. Н. Леонтьева // Практическая психология. — 2013. — № 2. — С. 29-48. URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22429426
  6. Ковшикова Е.В., Шиндряева И.В. Профессиональные сообщества государственных служащих в условиях цифровизации // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — № 1. С. — 136-139. URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37267872
  7. Кравцова Е.Е. Развитие идей Л.С. Выготского о  мышлении и речи в современной образовательной практике // Вестник РГГУ. — 2015. — № 2. — С. 46-53. URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25644292
  8. Лупандин В.И., Машкова А.С. Формирование модели компетенций для административно – управленческого персонала // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2011. — Т. 92, № 3. — С. 154-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16689818
  9. Ноздрачева Т.М. Паспорт  компетенции как инструмент снижения неопределенности в трактовке содержания компетенции // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — № 4-3 (43). — С. 238-242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18355058
  10. Сабиров А.Г. Реальное  и иллюзорное в проктопии Э. Тоффлера о будущем образования // Тенденции развития науки и образования. — 2020. —  № 62-11. — С. 79-82. URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43168738
  11. Спенсер-мл. Л.М., Спенсер С.М. Компетенции модели на рабочем месте [Текст] Пер. с англ. — М: HIPPO, 2005. — 384 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20081793
  12. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» (утв. Минтрудом России) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71610924/ (дата обращения: 27.09.2020)
  13. Темербекова А.А. Информационное общество и информационная компетентность личности // Информация и образование: границы коммуникаций. — 2011.- № 3.- С. 14-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23402536
  14. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. -М.: Издательство Тихомирова М.Ю, 2005. —  353 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19529719
  15. Тишкова И.В. Сущность и содержание понятий «компетенция», «информационная компетенция» в контексте государственной программы РФ «Информационное общество» // Поволжский педагогический поиск.  — 2015. — № 3 (13). — С. 44-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27020274
  16. Трубачева С.И. Основные принципы формирования требований к компетенциям сотрудника // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2011. — № 17. — С. 151-156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16858031
  17. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. — М.: HIPPO, 2008. – 218 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19665870
  18. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2338 [Электронный ресурс] Режим доступа URI: https://base.garant.ru/70170942/ (дата обращения: 27.09.2020)
  19. Черникова Т.Н. Сущность понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход», «ключевые компетенции» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 23. — С. 338-343. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20801416
  20. Shindryaeva, I.V. Organizational communications in the enterprise management system/ I.V. Shindryaeva, S.O. Shindryaev, A.Y. Berezovaya, T.V. Ovsyannikova  // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019. ID 012059. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38665508

Библиографическая ссылка:

Ковшикова Е.В., Архипова Т.Г., Огарков А.А., Шиндряева И.В. Информационно-коммуникативная компетенция государственных гражданских служащих в условиях цифровизации: региональный аспект // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.419-433. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.36