ISSN 2409-7616

Хорешман В.С., Буренко Л.В.

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ЕГО АВТОРИТЕТ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.12

Хорешман Вера Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины», Политехнический институт (филиал), Донской государственный технический университет, Таганрог, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3414-1543, ORCID: 0000-0001-7823-178X, E-mail: horeshman@sfedu.ru

Буренко Людмила Васильевна —кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, «Южный федеральный университет», Таганрог, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3816-4500, ORCID: 0000-0002-5049-6468, E-mail: horeshman@sfedu.ru

Аннотация. Данная статья посвящена такому значимому понятию, как авторитет преподавателя.  Проблема педагогического авторитета заключается в том числе и в его значительной зависимости от социального, политического, экономического контекста, от перемен, происходящих в постоянно меняющемся обществе. При этом авторитет преподавателя является одним из важных условий успешности учебного процесса. Научная новизна данного исследования заключается в попытке рассмотрения педагогического авторитета с позиций современной педагогики в целом и компетентностного подхода в частности.  Целью проведенного автором исследования было выявить, какие личностные и профессиональные качества и компетенции являются основой авторитета современного преподавателя вуза. Автор приводит обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных вопросам авторитета преподавателя, современных методов исследования авторитета, а также разнообразные подходы к описанию его видов, условий формирования, компонентов.  Также в статье приводится описание методики, позволяющей выявить личностные и профессиональные качества и компетенции, делающие педагога авторитетным по мнению современных студентов вуза. В работе приводятся результаты авторского исследования, целью которого было выявить, какие личностные и профессиональные качества и компетенции преподавателя наиболее важны для формирования его авторитета у студентов. Результаты исследования  включают обзор качеств, полученных в результате опроса студентов методом незаконченных предложений, сравнительный и корреляционный анализ полученных данных, позволяющие увидеть взаимосвязь отдельных качеств в модели профессиональной личности преподавателя, выделить наиболее значимые из этих связей. Результаты данного исследования позволяют сделать выводы об основаниях авторитета современного преподавателя вуза.

Ключевые слова: авторитет преподавателя, педагогический авторитет, профессиональные компетенции педагога, личность педагога, профессионально значимые личностные качества педагога.

Литература:

  1. Безбородкина Е.С. Педагогический авторитет учителя школы в истории отечественного образования. Автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.01 – Общая педагогика. История педагогики и образования.  СПб, 2007.   24 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15863202
  2. Вазиева А. Р. Параметры формирования авторитета педагога // Успехи современного естествознания. — 2015. — №9. — С. 139-142. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=24397484
  3. Гадзаова Л. П., Каргиева З. К. Преобразование внутренних и внешних факторов становления нравственной личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал.  -2007. — № 9. — С 162-167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18249073
  4. Корнетов Г. Б. Педагогика авторитета, манипуляции и поддержки // Academia. Педагогический журнал Подмосковья.   — 2015. — № 3 (5).   — С. 46-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24637139
  5. Кузьмина Н. В., Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмеологические основы формирования профессиональной компетенции преподавателя // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: акмеология образования, психология развития. — 2020. — №1 (33). — С. 4-12. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-4-12
  6. Мураталиева М. К вопросу формирования компетентностной модели выпускника вуза педагогической направленности // Вестник бишкекского гуманитарного университета.  — 2018. — №1(43). — С 136-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34900803
  7. Нигматуллина А. Р. Социально-психологические факторы формирования авторитета преподавателя ССУЗ: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.05: Казань, 2001. — 159 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15989182  
  8. Писаренко В.И. Проблема воспитания в современной педагогике // Известия ЮФУ. Технические науки.  — 2013. — №7 (144). — С. 231-237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19685314
  9. Собкин В.С., Калашникова Е.А. К вопросу о педагогическом авторитете // Социальная психология и общество. — 2016. — Т. 7, № 1. — С. 88—107. DOI: 10.17759/sps.2016070107
  10.  Сысоева Е. Ю., Корсун М. А. Авторитет педагога в трансформирующемся российском обществе // Вестник ОГУ. — 2018. — №5 (217). DOI: 10.25198/1814-6457-217-73
  11. Хорешман В.С. Теоретические аспекты учебно-познавательной деятельности с точки зрения компетентностного подхода // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. — 2011.  — №3 (5). — С. 26-33.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19112679
  12.  Хорешман В.С. Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетенции студентов // Известия ЮФУ. Технические науки.  — 2010. — № 10 (11). — С. 141-145. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=15283465
  13.  Чабанова, С.С. Авторитет учителя: генезис педагогических подходов // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — №3.  — С. 202-205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12920953
  14.  Яшуткин В.А. Авторитет личности учителя. Cоциально – психологический контекст понятийной характеристики // Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект: Материалы XI Международной научно-практической конференции / под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. -Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2015.  — С. 195-198. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24214071
  15.  Bilyalova, A. ICT in Teaching a Foreign Language in High School // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2017. — Vol. 237. — P. 175-181. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.060
  16.  Bondarev M., Opryshko A., Trach A. University students’ readiness for e-learning:  replacing or supplementing face-to face classroom learning // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: 18th PCSF 2018 Professional Culture of the Specialist of the Future. Published by Future Academy UK, 2018. — P. 1151-1160.  DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.124
  17.  Hargreaves E., Elhawary D., Mahgoub M. ‘The teacher who helps children learn best’: affect and authority in the traditional primary classroom // Journal Pedagogy, Culture & Society. — 2018. — Vol. 26, Issue 1. – P. 1-17.  DOI: https://doi.org/10.1080/14681366.2017.1314318
  18.  Jonášková G., Harťanská J., Jakubovská V., Predanocyová L. Student’s communicative competence as a reflection of an educational interaction model in the format “teacher – learner” // 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM.  August, 2016. Book 1. — Vol. 1. — pp. 1241-1248. DOI:  10.5593/SGEMSOCIAL2016/B11/S03.159
  19.  Kinser-Traut, J. Y., Turner, E. E. Shared authority in the mathematics classroom: successes and challenges throughout one teacher’s trajectory implementing ambitious practices // Journal of Mathematics Teacher Education. — 2020. — Vol. 6. — P. 5–34. DOI: https://doi.org/10.1007/s10857-018-9410-x
  20. Vaaland G. S.  Serpa S.  Back on track: Approaches to managing highly disruptive school classes // Cogent Education. — 2017. — Vol. 4.  — Issue 1. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2017.1396656
  21.  Zohreh E. Dr., Mohamadrezai H., Mohamadrezai A. The role of teacher’s authority in students’ learning // Journal of Education and Practice. – 2015. — Vol. 6, no.19. – P. 1-15. ISSN 2222-288X (Online)  

Библиографическая ссылка:

Хорешман В.С., Буренко Л.В. Влияние личностных качеств и компетенций преподавателя на его авторитет // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.130-140. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.12