ISSN 2409-7616

Медведева Г.П.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.07

Медведева Галина Павловна — доктор философских наук, профессор кафедры социальной работы, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, SPIN-код: 7255-5436, E-mail: medvedevagp@rgsu.net

Аннотация. Современные условия жизнедеятельности человека и общества требуют от специалиста (независимо от характера выполняемой им деятельности) высокого качества деятельности и конечного продукта, а значит, и профессионализма. Требования, предъявляемые смыслом и содержанием профессиональной деятельности к личностным качествам специалиста, обоснованы необходимостью обеспечения и поддержания должного содержания и качества процесса и конечного результата деятельности. Однако узкоспециальный подход к формированию личности специалиста уже не может считаться достаточным. В настоящее время все в большей степени от человека требуется быть не только специалистом, но и быть личностью социально активной, ответственной, компетентной. Основанием любого вида профессиональной деятельности является необходимость реализации определенных ценностей, обоснованных профессионально-этической системой. В условиях кризисного состояния общества наибольшее влияние на личность оказывают не материальные затруднения, а утрата ценностных ориентиров и моральная дезориентация. Усвоение и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает понять место и роль профессии в обществе, человеческой жизнедеятельности, социальном и научно-техническом прогрессе и до некоторой степени их детерминирует. В конечном итоге требования к профессионально значимым качествам личности специалиста обусловлены потребностями человека и общества. Вследствие этого все большую значимость приобретает проблема формирования качеств личности специалиста, его этико-аксиологических ориентаций и установок, выполняющих функцию важнейшего регулятора смысла, содержания и качества профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Эти качества личности могут быть сформированы в процессе изучения ею этики профессиональной деятельности. Процесс профессиональной подготовки современного специалиста неизбежно должен представлять собой совокупность двух основных компонент: образовательной и воспитательной. Основой воспитательного процесса в ходе профессиональной подготовки специалиста может быть только осознание и признание ценности человека. В рамках профессиональной подготовки значительное внимание должно быть уделено формированию этико-аксиологической компоненте.

Ключевые слова: социальная работа, воспитание, профессиональная подготовка, профессиональное становление, развитие личности, система ценностей личности, этико-аксиологическая подготовка.

 

Литература:

  1. Бердяев Н. Sub Specie aetemitatis: Опыты философские, социальные и литературные (1900 – 1907 гг.). Издание М.В. Пирожкова. — СПб.: Акц. О-во Типогр. Дела, 1907. — 437 с.
  2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Изд-во Наука, 1990. – 224 с.
  3. Бердяев Н.А. Русская идея. — СПб: Изд-во: Азбука СПб, 2015. — 320 с.
  4. Вдовюк В.И., Фильков С.М. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах: Учебное пособие. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2004. – 67 с.
  5. Дюркгейм Э. Самоубийство. — Спб.: Изд-во Союз, 1998. – 496 с.
  6. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. Учебное пособие по курсу «Психология» / ред. Ю.Ф. Гущин. — М.: Моск. энерг. ин-т. (МЭИ), 1986. — 108 с.
  7. Макаров М.Е. Безопасность человека – главная цель политики обеспечения национальной безопасности. // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. — №8. – С. 20-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17349108
  8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи, 1844 г. / Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Госполитиздат, 1956. – 566 с.
  9. Морозников Р.С. Модели профессионального развития социального работника. // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 1. – Том II (Психолого-педагогические науки) – С. 134-139. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23219788
  10. Сластенин В.А. О моделировании содержания высшего социального образования // Социальная работа: теория, технологии, образование. – 1997. — №1. – С. 6-15.
  11. Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 320 с.
  12. Тяпкина Т.Ю. Трудовое воспитание молодежи: опыт и значение в истории современной России // Актуальные проблемы теории, истории и практики социальной работы: сб. научных статей студентов и преподавателей кафедры теории и методологии социальной работы / под ред. Л.И. Старовойтовой. – М.: Перспектива, 2014. — С. 29-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22726402
  13. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993. – 415 с.
  14. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. — М.: Дашков и К, 2004. – 92 с.
  15. Шмелева Н.Б., Шмелева М.В. Тенденции развития образования в области социальной работы // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. — Выпуск 18. – С. 296-301. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17062951
  16. Rogers С. Freedom to learn for the 80´s. Columbus – Toronto – London — Sydney: Ch. E. Merrill Publ. Company, A Bell & Howell Company, 1983. 312 p.

 

Библиографическая ссылка:

Медведева Г.П. Воспитательный потенциал этики социальной работы // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 69-80. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.07