ISSN 2409-7616

Харланова Е.М., Сиврикова Н.В.,Бисембаева А.К., Моисеева Е.В.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.11

Харланова Елена Михайловна — доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия, РИНЦ SPIN-код: 5584-5235, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7126-2134, E-mail: harlanovaem@cspu.ru

Сиврикова Надежда Валерьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия, РИНЦ SPIN-код: 3773-1520, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9757-8113, E-mail: bobronv@cspu.ru

Бисембаева Асем Кумаровна — старший преподаватель кафедры психологии и дефектологии, Костанайский государственный педагогический университет им. Умирзака Султангазина, Костанай, Казахстан, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2217-7782, E-mail: asem_kumarovna@mail.ru

Моисеева Елена Викторовна — старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии,  Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия, SPIN-код: 6563-3851, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8119-8084, E-mail: mev64@inbox.ru

Аннотация. В статье с позиций конструктивной педагогической парадигмы, субъектно-средового подхода рассматриваются теоретические и практические аспекты конфликтологической подготовкой будущих педагогов в вузе. Раскрывается потенциал неформального образования в повышении результативности конфликтологической подготовки студентов, содействующий развитию субъектности и конфликтологической позиции обучающихся, освоению технологий и действующих практик конфликтологической деятельности, преобразованию конфликтологической среды. Представлены способы взаимодействия формального и неформального образования в процессе конфликтологической подготовки студентов будущих педагогов и результаты исследования, выявившие недостаточную удовлетворенность студентов конфликтологической подготовкой и небольшим охватом программами неформального образования в данной сфере. Формирование конфликтологической готовности как развертывание субъектности и проектно-конструктивного участия студентов во взаимодействии с конфликтогенной средой актуализирует обращение к введению в образовательные программы будущих педагогов конфликтологии и обращение к сотрудничеству с субъектами неформального образования как важному ресурсу совершенствования конфликтологической подготовки. Взаимодействие формального и неформального образования обладает потенциалом совершенствования конфликтологической подготовки будущих педагогов, однако, его реализация требует целенаправленной деятельности по выявлению субъектов, реализующих неформальное образование в сфере конфликтологии, обсуждение и выявление интересов сторон, определение форм взаимодействия, разработку планов сотрудничества и заключение соглашений о сотрудничестве, проведение организационной, координирующей и рефлексивно-аналитической деятельности субъектами формального образования. На этой основе внесены предложения о совершенствовании конфликтологической подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: конфликтологическая подготовка, конфликтологическая готовность, неформальное образование, конфликтологическая среда.

 

Литература:

  1. Базелюк В.В. Структура конфликтологической подготовки учителя к разрешению педагогических конфликтов // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 86-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19129608
  2. Балыкина Т.В., Новичкова Н.М. Медиация в контексте формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6 (73). – С. 38–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36807403
  3. Биссембаева А.К, Сиврикова Н.В, Рослякова, др. Формирование конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов // – 2018. – Т. 34. – № Спецвыпуск 15. – С. 1350-1377. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38659226
  4. Димухаметов Р.С.,Столбова Е.А., Цилицкий В.С. Ценностная ориентация как предикатор формирования профессионального имиджа будущего педагога / // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т.6. – №4. – С. 422–424. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32239314
  5. Илакавичус М.Р. Организация взаимодействия формального и неформального образования как направление подготовки педагогических кадров // Научный диалог. – 2018. – №5. – С. 278–289. DOI:24224/2227-1295-2018-5-278-289
  6. Елисеев О.П. Активность и социокультурная эволюция человека: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13 / Елисеев Олег Павлович. – М., 2004. – 387 с.
  7. Жеребкина В.Ф., Соколова Н.А. К вопросу о конфликтологической подготовке будущих педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2016 – № 7 – С 113-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27192630
  8. Митяева А.М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. – 2012. — № 2. – С. 273-280. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17913659
  9. Тихонов Н.П. К вопросу конфликтологической компетентности педагогов инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т.6. — № 4. – С. 217-222. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32283599
  10. Теплоухов А.П. Педагогические условия формирования конфликтологической компетенции будущих учителей физической культуры в педвузе // European Social Science Journal. –2016. – № 11. – С. 288-293. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28845902
  11. Макаренко В.Г. Конфликтологическая подготовка в системе формирования профессиональных компетенций педагога по физической культуре и спорту в вузе // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 10. – С. 20–22.
  12. Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и информального образования: моногр. / В.А. Горский, Г.Ф. Суворова, Д.В. Смирнов и др.; под ред. М.В. Рыжакова, В.А. Горского, Г.Ф. Суворовой. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2012. – 308 с.
  13. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования / Н.В. Самсонова. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002. — 308 с.
  14. Соколова Н.А. Медиация как технология разрешения конфликтов в образовательной среде // Вестник «Орлеу» кst. – – № 4 (14). – С. 55–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29059949
  15. Сидоров Д.Г. Педагогическая интеграция формального, неформального и информального видов образования в процессе формирования здорового образа жизни студентов: автореф. дис. … д-ра пед. наук. 13.00.01. / Н. Новгород, 2013. – 66 с.
  16. Харланова Е.М. Концепция развития социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования: монография. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2014. – 380 с.
  17. Щербакова О.И. Конфликтологическая подготовка специалиста: контекстный подход // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 1. – С. 48–54.
  18. Acheson L., Rybarczyk R. Integrating career development into computer science undergraduate curriculum /11th International Conference on Computer Science and Education 7581576. 2016 — р. 177–181.
  19. Alvarez M.G, Blunk E.M. The role of teachers in peer conflict: implications for teacher reflections//Teacher Development. – – 21(5). – Р. 1-12. DOI: 10.1080/13664530.2016.1273847
  20. Amudha R., Motha, L.C.S., Venkataraman V., Alamelu R., Easwar C.D.T. An analysis of emotional intelligence among professional students using cluster analysis // International Journal of Economic Research. – 2107. –14(5). – 317–327.
  21. Garcia E.C., Ferrer M. F. Competencies of Graduates in the European Higher Education Area: Life Stories of University’ New Students against Previous Graduates // Redu-Revista De Docencia Universitaria. — 2016. – № – P. 187–203. DOI: 10.4995/redu.2016.593
  22. Lenyungo Z.O. Professional preparation of the teacher for the resolution of pedagogical conflicts in the educational organization // 12th International Technology, Education and Development Conference (INTED): Valencia, SPAIN  MAR 05-07, INTED Proceedings. – 2018. – PP.6424-6427. DOI: 21125/inted.2018.1514.
  23. Lopez M.C.L. School conflict and its management in initial teacher training. A case study // Profesorado-Revista De Curriculum Y Formacion De Profesorado. 2017.
  24. Mata S., Gómez-Pérez, M.M., Calero M.D. Resolution of interpersonal problems in children in social exclusion: Assessment of a training program. Revista Latinoamericana de Psicologia 2018. – № 50(2). – P. 107–116.
  25. Popescu L.G. University and Non-Formal Education // Paper presented at the 8th International Conference on Manufacturing Science and Education (MSE) — Trends in New Industrial Revolution, Sibiu, ROMANIA, Jun 07-09 2017. DOI: 1051/matecconf/201712112014

 

Библиографическая ссылка: 

Харланова Е.М., Сиврикова Н.В.,Бисембаева А.К., Моисеева Е.В. Взаимодействие формального и неформального образования в формировании конфликтологической готовности будущих педагогов // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 118-128. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.11