ISSN 2409-7616

Шиндряева И.В., Овсянникова Т.В., Шиндряев С.О.

ИМИДЖ — ОБРАЗУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.20

Шиндряева Ирина Викторовна — кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративного управления, Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС  при Президенте РФ, Волгоград, Россия, РИНЦ SPIN-код: 5110-1881, E-mail: i.shindryaeva@yandex.ru

Овсянникова Татьяна Владимировна — кандидат социологических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, Волгоградский государственный институт  искусств и культуры, Волгоград, Россия, E-mail: ovstvl@mail.ru

Шиндряев Сергей Олегович — аспирант, Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС  при Президенте РФ, Волгоград, Россия, РИНЦ SPIN-код: 4858-3258, E-mail: irina_sergei94@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу имидж — образующих характеристик преподавателя высшей школы и их влиянию на процесс партнерского взаимодействия со студентами. Эффективность данного процесса в значительной степени обусловлена готовностью студентов усваивать информацию, исходящую от преподавателя. Это восприятие в большей степени регламентируется имиджем преподавателя, который сформировался в сознании студентов. Принимая во внимание, что имидж — это то представление, которое преподаватель создает самостоятельно и которое является его внешним отражением, показателем его профессиональных и личностных качеств, проблема изучения имиджа преподавателя вуза приобретает все большее значение. Это, в свою очередь, детерминировало рост исследовательского интереса к данной проблеме. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного со студентами волгоградских вузов (Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоградский институт управления, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоградский государственный институт искусств и культуры). Цель исследования — определить имидж — образующих характеристики преподавателя вуза, имеющих первостепенное значение для студентов. Диагностические методы исследования включали в себя: анализ научных публикаций и пилотажное исследование с использованием методики свободного суждения (эссе) «Идеальный образ преподавателя высшей школы». Представленные результаты демонстрируют содержательную наполненность имиджа педагога высшей школы в представлениях студентов. Незнание этих характеристик в образовательном процессе доставляет затруднения в нахождении контакта, решение педагогических задач преподавателем вуза и т. д. Проведен сравнительный анализ представлений студентов  об образе реального и  идеального педагога вуза. По результатам исследования даны рекомендации относительно актуализации формирования имиджевой компетентности преподавателя вуза.

Ключевые слова: имидж преподавателя, профессиональный имидж, виды имиджа, требования студентов, образовательный процесс.

 

Литература:

  1. Бусыгина Т.В. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза. Автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата психологических наук: 19. 00. 05. / Бусыгина Т.В. – Самара, — 21с.
  2. Донская Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя вуза. Дисс.канд. псих. наук./ Донская, Л.Ю. — Ставрополь, 2004. — 212 с.
  3. Колесникова Л.Н. Профессиональный имидж современного преподавателя // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2011. — № 6 (44).- С. 209-215. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17568744
  4. Лукашенко М.А., Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28. — №1. — С. 46-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36826097
  5. Осипова Е.Б. Профессиональный имидж преподавателя вуза // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2012. — №2 (148). — С. 76-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17911034
  6. Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ Классик, 2007. – 768 с.
  7. Попова О.И. Имидж преподавателя вуза: проблема трансформации в современной России. Автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата социологических наук: 22.00.04 / Попова О.И. – Екатеринбург, 2007. – 21 с.
  8. Попова О.И. Имидж преподавателя: проблема самореализации в образовательном взаимодействии // Педагогическое образование в России. — 2011 — № 4. — С. 224-232. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17051982
  9. Романов Д. К., Даукша Л. М. Психологические особенности восприятия и понимания преподавателей студентами университета // Интеграция образования.  — 2016. Т. 20, № 2. — С. 228 – 237.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26100384
  10. Саркисьян Т.Н., Яблонская Л. В. Имидж преподавателя как социокультурный компонент// Общество: философия, история, культура. — 2016. — № 3. — С. 96-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25673248
  11. Столбова Е.А. Формирование профессионального имиджа будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — №4 (21).-  206-208. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32283596
  12. Сысоева Е. Ю. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза// Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 4(21). — С. 209-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32283597
  13. Шиндряева И. В. Профессионально — личностные качества преподавателя медицинского вуза глазами студентов (опыт социологического исследования)// Образование. Наука. Карьера: сб. науч. ст. — Курск, 2018. — С. 371- 375.
  14. Шиндряева И. В. Условия эффективности перцепативного общения преподавателя со студентами медицинского вуза (опыт социологического исследования)// Менеджмент в здравоохранении: вызовы и риски XXI: сб. науч. ст.- Волгоград, 2018. — С. 358- 363.
  15. Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.- практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011, — 236 с.

 

Библиографическая ссылка: 

Шиндряева И.В., Овсянникова Т.В., Шиндряев С.О. Имидж — образующие характеристики преподавателя высшей школы в контексте образовательного взаимодействия: анализ результатов эмпирического исследования // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 195-203. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.20