ISSN 2409-7616

Лопуха Т.Л., Суслов Д.В., Ярославцева Н.В.

ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ: ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ

Татьяна Леонидовна Лопуха — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирского высшего военного командного училища (Россия, Новосибирск), SPIN-код 1799-8692, E-mail: lopoukha@yandex.ru

 Дмитрий Валентинович Суслов — кандидат военных наук, начальник кафедры тактики Новосибирского высшего военного командного училища  (Россия, Новосибирск),, SPIN-код: 8467-4588, E-mail: sdv1968@yandex.ru

 Наталья Васильевна Ярославцева — кандидат педагогических наук, директор Новосибирского института мониторинга и развития образования (Россия, Новосибирск), SPIN-код 7313-2260, E-mail: nvya.nimro@gmail.com

Аннотация. В статье анализируются проблемы военно-педагогической подготовки офицеров в исторической ретроспективе. Охарактеризованы формирование основ педагогической практики в России и зарождение военно-педагогических идей в XVIII–XIX вв. Исследована военно-педагогическая практика этого периода, формировавшаяся эмпирическим путем в военно-учебных заведениях, и ее отрицательное влияние на подготовку офицеров к обучению и воспитанию подчиненных. Отмечена особая роль Д.А. Милютина и М.И. Драгомирова – организаторов военной реформы 1862–1874 гг. Коротко охарактеризованы достижения советской военной школы в разработке военно-педагогических идей и их практической реализации. Поставлен вопрос о возрождении системы военно-педагогической подготовки офицеров современной российской армии. Для получения базового, педагогического образования и повышения квалификации педагогов военных вузов и предлагается использовать возможности педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: военно-педагогическая подготовка офицеров, проблемы, пути решения.

 

Литература:

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. 3 изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 576 с.
  2. Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я. История России. XVIII–XIX вв.: хрестоматия / под ред. А.Н. Сахарова. — М.: «Вербум–М», 2003. — 408 с.
  3. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. — М.: Проспект, 1999. — 472 с.
  4. Иванов В.Н., Лаптев Ю.В., Слепов В.Я. История отечественной военной педагогики: учебник. — СПб.: изд-во СПбВИ МВД России, 1997. — 219 с.
  5. Тарле Е.В. Крымская война. В 2-х т. Т. 1. — М.–Л.: АНСССР, 1950. — 567 с.
  6. Антология военно-педагогической мысли России: учеб. пособие в 12 т. Ч. IV. Вторая половина XIX века / под ред. Е.А. Соколкова. — Новосибирск: Изд-во НВВКУ, 1991. — 96 с.
  7. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск / под ред. Л.Г. Бескровного. — М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1956. — 686 с.
  8. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII – начала XX в. — М.: ВУ МО РФ, 2002. — 210 с.
  9. Драгомиров М.И. Что нужно офицеру, чтобы сформировать солдата в нравственном отношении / Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост. А.И. Каменев, И.В. Домнин, Ю.Т. Белов, А.Е. Савинкин: ред. А.Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. – 639 с.
  10. Меньшиков М. Офицеры – душа армии / Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост. А.И. Каменев, И.В. Домнин, Ю.Т. Белов, А.Е. Савинкин: ред. А.Е. Савинкин. — М.: Военный ун-т, Русский путь, 2000. — 639 с.
  11. Антология военно-педагогической мысли России: учеб. пособие в 12 ч. Ч. V. Начало двадцатого столетия / под ред. Е.А. Соколкова. -Новосибирск: Изд-во НВВКУ, 1991. — 85 с.
  12. Верховский А.И. Россия на Голгофе / из походного дневника 1914–1918 гг. Пг.: 5-я Гос. типогр., 1918. — 143 с.
  13. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели, содержание, творчество: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: «Академия», 2002. — 224 с.
  14. Малинецкий Г. Дорогу осилит идущий. Но нужно знать, куда идти // Завтра. 2019. — № 15.