ISSN 2409-7616

Ганина О.Г., Иванчук О.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ВУЗЕ

Ольга Григорьевна Ганина — старший преподаватель кафедры физики, математики и медицинской информатики Астраханского государственного медицинского университета (Россия, г. Астрахань), ORCID: 0000-0002-0633-3012, E-mail: aljapkina_olja@mail.ru

Ольга Викторовна Иванчук — доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физики, математики и медицинской информатики, Астраханского государственного медицинского университета Минздрава России (Россия, Астрахань), РИНЦ SPIN-код: 4207-9363 / ORCID: 0000-0002-1614-7483, E-mail: olgaiva.2401@gmail.com

Аннотация. В статье представлено исследование, которое легло в основу создания модели обучения физике в медицинском вузе. Представленная модель является синергизмом тенденции компетентностного подхода направленного на формирование набора компетенций как способности и готовности к будущей профессиональной деятельности студентов медицинских вузов с исторически сложившимся подходом при обучении будущих врачей в российской и зарубежной практике. Теоретической основой данного исследования стало сформированное авторами раннее определение клинического мышления. Именно оно позволило обоснованно сформулировать основные точки пересечения компетенций как элементов клинического мышления. В модели впервые использован методический подход по формированию клинического мышления ранее применявшийся исключительно на клинических кафедрах. Таким образом теоретической основой исследования становится активный метод работы со студентами в форме ситуационного подхода, реализованного через кейс стади, как наиболее гармонично сочетающий тенденции развития современного образования. Своей моделью авторы доказывают, что методы познания формируемые на занятиях физики не противоречат основным этапам деятельности врача и способствуют ее структурированности и осознанности, что положительно сказалось на результатах внедрения данной модели. Оценка которых произведена при помощи выделенных критерии диагностики, что позволяет охарактеризовать представленную модель как актуальную для внедрения в образовательный процесс медицинского вуза.

Ключевые слова: клиническое мышление, обучение физике студентов медицинских вузов.

 

Литература:

  1. Лихтерман Л.Б. О клиническом мышлении // Медицинская газета. 2000. № 41.
  2. Андронов В. П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 88-95.
  3. Агафонова И.А., Мирзабекова О.В. Формирование диагностических компетенций у студентов медицинских вузов при обучении физике// Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 103-107.
  4. Безродная Г.В, Севостьянов Д. А., Шпикс Т. А. Принципы компетентностного подхода в медицинском в ВУЗе // Journal of Siberian Medical Sciences. 2008. №2.
  5. Заболотских Т.Б., Скибицкий В.В., Сиротенко Д.В., Лапшина П.И. Формирование профессионального врачебного мышления у выпускников медицинских вузов // Международный журнал экспериментального образования №4, 2013 112-114.
  6. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология.- Л.: Медицина, 1982. — 128с.
  7. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами. Пособие для врачей. -СПБ, 1992. 87с.
  8. Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медицинских вузов / Моск. мед акад. им. И.М. Сеченова. -М.: ВУНМЦ, 1998.
  9. Толстов С.Н. Акмеологический подход к анализу проблемы совершенствован профессионализма организатора здравоохранения в системе последипломного образования.-Иваново, Изд-во: Ивановский государственный университет, 2001. 116с.
  10. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. – М.: Феникс, 2005. 304 с.
  11. Кириленко Е. И. Клиническое мышление и опыт: вариации на темы Фуко //Независимый психиатрический журнал, 2003. -№3. С. 18-27
  12. Билибин А.Ф., Царегородцев Г. И. Врачебное мышление: очерк клинических суждений//Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2003. -№1. С. 15-18.
  13. Karthikeyan, Ganesan; Clinical judgement & evidence-based medicine: time for reconciliation. Pais, Prem, Indian Journal of Medical Research, Report, 9INDI, Nov 1, 2010.
  14. Абаев Ю.К. Интуиция врача // Клиническая медицина, № 12, 2012. С.14-18.
  15. Ожегов С. И. Словарьрусского языка. М.; 1986. — 567с.
  16. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым: Пер. с англ. М.; 1987.
  17. Новикова Т.В., Воробейчикова О.В. Модель компьютерного обучения врачей // Высшее образование в России , М.: № 3, 2010 С.102-108
  18. Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. М., 1997. 794 с.
  19. Гришунин С.И. Возможна ли современная наука без интуиции: Модели творческой интуиции в контексте науки, философии и прогнозирования. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 160 с.
  20. Kessler L. A. «In a High Tech Age, is Clinical Judgment a Lost Art Form?», Surg. Neurology. — 1999. — Vol. 52, N 1. — P. 22-23.
  21. Петров В. И. Клиническая онкология, 2012 . -N 1. -С. 15-32.
  22. Petrov V. I. Clinical thought and evidence-based medicine//Мед. образование и проф. развитие. 2012. № 1. С. 15-32. URL: http://medobr. ru/en/jarticles/136html?SSr=01013352a3072100070927c_20fe339a (дата обращения: 12.07.2018)
  23. Челпанов Г. Учебник логики. М., 1911, 237 с.