ISSN 2409-7616

Ростовская Т.К., Вартанова М.Л.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Тамара Керимовна Ростовская — доктор социологических наук, профессор, заместитель директора  ИСПИ РАН, заведующая кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью РГСУ (Россия, Москва), SPIN-код: 1129-8400 / ORCID ID 0000-0002-1629-7780, E—mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

Марина Львовна Вартанова — кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра исследования процессов евразийской интеграции, зав. отделом докторантуры и аспирантуры Института социально-политических исследований Российской академии наук (Россия, Москва), E-mail: 11marina11@mail.ru

Аннотация. В статье проводится изучение влияния глобализации на модель потребительской лояльности с последующим выбором и организацией мероприятий, воздействующих на потребителей образовательных услуг. Разработан концептуальный подход к исследованию модели потребительской лояльности к образовательным услугам в условиях интеграции образовательных процессов под влиянием факторов глобализации, базирующийся на системном походе. Отмечается, что увеличение полезности образовательных услуг помогает сохранить и повысить лояльность к образовательным организациям в условиях глобализирующегося образовательного пространства. За основу выбора факторов лояльности был взят принцип зависимости от уровня детерминации, состоящий из макро- мезо и микро уровней. В исследовании он был дополнен наднациональным (глобализационным) уровнем. Необходимость введения в классификацию по принципу детерминации наднационального уровня объясняется все усиливающимся влиянием факторов, порожденных процессами глобализации, охватившими практически все стороны человеческой деятельности, включая его потребительское поведение на рынке образовательных услуг. Последний, в свою очередь охвачен интеграционными процессами в планетарном масштабе.

Ключевые слова: бизнес-образование, высшее образование, глобализация, интеграция образовательных систем, мобильность, образовательные услуги, потребительская лояльность, человеческий капитал.

 

Литература:

  1. Варламова Е.Ю. Социокультурное развитие личности в процессе её подготовки к межкультурной коммуникации / Е.Ю. Варламова, А. Н. Марина // ЦИТИСЭ. Электронный научный журнал. – М. – 2019. – № 1 (18). – Режим доступа: http://ma123.ru/wp-content/uploads/2019/03/Варламова-ЕЮ_статья-ЦИТИСЭ.pdf
  2. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. – М.: Изд-во Торговый дом «Гранд», 2002. — С. 250–252., С. 259-252.
  3. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Образование и общество: проблемы развития высшего профессионального образования начала XXI в. // Социальная педагогика в России. 2014. — № 4. — С. 7-15.
  4. Егорычев А.М. Т.К. Ростовская, Р.Л. Калимжанова. Система образования в эпоху глобализации: необходимость управления ее процессами и тенденциями // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5. — № 1 / под ред. чл.-корр. РАН С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской, Ю.А. Зубок. — М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. – 152-164.
  5. Жукова А. Молодые специалисты – особая категория? // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2011. — № 6. — С. 110.
  6. Демина Е.В., Михайлова Е.Н. Качество образовательных услуг как показатель результативности образовательной деятельности современной школы // Вестник ТГПУ. 2006. — 8 (173). — С. 48-51.
  7. Ростовская Т.К. О привлечении в Россию молодых специалистов — высококвалифицированных мигрантов // Вестник УМО. 2015. — № 4. — С. 76-78.
  8. Ростовская Т.К., Фомина С.Н. О концептуальных подходах развития системы кадрового потенциала государственной молодежной политики // ЦИТИСЭ, 2016. — № 3(7). — С. 2.
  9. Ростовская Т.К., Егорычев А.М., Гуляев С.Б. Реалии будущего как необходимое условие выживания человечества // Человеческий капитал. 2018. — № 10 (118). — С. 72-82.
  10. Федосеева И.А. Аксиологические основы: выражения современной парадигмы отечественного образования. / Сборник: Интеграция вузовской науки в систему социальных институтов: российский и американский опыт. Материалы круглого стола с международным участием. Под общей редакцией Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. 2018. С. 79-86.
  11. Федосеева И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. 2016. — № 3 (7). -С. 26.
  12. Mardakhaev, L.V. Organizer of Youth Activity and Deontological Foundations of Organizer’s Professional Work / Mardakhaev Lev V., Egorychev Aleksander M., Akhtyan Anna G., Varlamova Elena Yu., Ivoeva Alla V. // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2018. – Vol. 8, Issue 9, September 2018. – Pp. 313–323. – Available at: http://mjltm.org/article-1-232-en.pdf. DOI: 10.26655/mjltm.2018.9.1
  13. Egorychev А.М. MityaevaM., Fomina S.N., Baranov Y.N., Khovanskaya E.A. Ethnic culture of russian world: development of domestic social education // Current Issues of Linguistics and Didactics. The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences // SHS Web of Conferences 50, 01088 (2018) CILDIAH-2018. Pp. 1-8.