ISSN 2409-7616

Кузнецов Р.А,, Коломийченко Л.В.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Роман Александрович Кузнецов — адъюнкт Пермского военного института ВНГ РФ (Россия, Пермь), E-mail: roman84sar@mail.ru

Людмила Владимировна Коломийченко — доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Пермского военного института ВНГ РФ (Россия, Пермь), E-mail: lvk_pspu@rambler.ru

Аннотация. В данной статье проведен анализ ценностей и ценностных ориентаций личности. Представлены обоснования необходимости их формирования. Рассмотрены механизмы и установки формирования ценностных ориентаций как основ формирования личности, содержательные компоненты базовой культуры индивида. Авторами раскрыты основополагающие базовые национальные ценности, видовое многообразие систем ценностных ориентаций и ценностей на современном этапе развития психолого – педагогической науки. Особое внимание обращено на понимание сущности ценностей, ценностных ориентаций их видовому многообразию, процессам развития и формирования. Приведены определения и характерные особенности ценностных установок и ориентаций. В публикации обосновано воздействие ценностных ориентаций на формирование базовой культуры личности. Так же рассмотрено влияние сформированности ценностных ориентаций на положение личности в современном социуме.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, формирование, развитие.

 

Литература:

  1. Бажутин А.А. Мотивационная система личности // Актуальные вопросы гуманитарных и социально – экономических наук Сборник трудов Международной научно – практической конференции (с очным участием). В 2-х частях. 2018. С. 63 – 68.
  2. Баркова М.А. Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В.М. Шукшина// Педагогическое образование в России. 2011. № 3, С. 237 –
  3. Газман О.С. Неоклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
  4. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Наука, 1978. – 272 с.
  5. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандров // Педагогика. – 1998. – № 4.
  6. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно – воспитательного процесса / В.А. Караковский. – М.: Новая школа, 1993. – 128 с.
  7. Коломийченко Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Л.В. Коломийченко. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. – 154 с.
  8. Концепция духовно – нравственного воспитания граждан на 2016 – 2020 г. – М., 2014.
  9. Кузнецов Р.А. Формирование ценностного отношения к профессиональной мотивации у курсантов войск национальной гвардии РФ // Научные преобразования в эпоху глобализации сборник статей международной научно – практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 169 – 176.
  10. Маслов С.И. Нравственные ценности в учебном процессе начальной школы / С.И. Маслов // Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже 21 века: тез. докл. международной научно-практической конференции. – Тула, 1997. – С. 149 – 151.
  11. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: учебное пособие для вузов / Э.А. Орлова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
  12. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидказистого. – М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
  13. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. – 2003. – №3.
  14. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин.- 7-е изд., стер. – М.: «Академия»,2008. – 480с. – С.139 –
  15. Хубиева З.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности: дис. …канд. пед. Наук / З.А. Хубиева. – Ставрополь, 2006. – 144 с.