ISSN 2409-7616

Фирсов М.М., Юдина Т.Н., Черникова А.А.

СОВРЕМЕННОЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

Михаил Васильевич Фирсов — доктор исторических наук, профессор факультета социальной работы, Российского государственного социального университета, (Россия, Москва), SPIN-код: 7681-5185;  e-mail: mihail_firsov@mail.ru

Татьяна Николаевна Юдина — доктор социологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, (Россия, Москва), e-mail: ioudinatn@mail.ru

Анна Андреевна Черникова — аспирант, Российский государственный социальный университет, (Россия, Москва), e-mail: aannyy@yandex.ru

Аннотация. Современный процесс формирования российского теологического познания осуществляется, в то время, когда в мировом познавательном пространстве сложились научные, конфессиональные школы, разрабатывающие теологические доктрины на уровне различных научных и духовных парадигм на протяжении нескольких столетий. Отечественный процесс формирования предметного языка теологии начинает оформляться на базе духовных и светских научных школ, первых научных конференций ученых и духовенства. Эти и другие тенденции определяют своеобразие процессов институционализации российского теологического познания. Автор отмечает, что теологическое познание в России ищет пути интеграции с эмпирическим знанием. Однако, если западная теология на пути конвергенции понятийных матриц стремится преодолеть  вызовы пост-модерна и деконструктивизма, в которые погрузилась западная христианская теология, то российская христианская теология выходит из «интеллектуального гетто», в котором оно находилась предшествующие десятилетия.

Ключевые слова: теология, культурная инкапсуляция, деинкапсуляция, принцип дополнительности, дискурсы, парадигма, трансверсальность.

Литература:

  1. Борноев А.О., Ельмев В.Я., Орлов В.Н. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социс, 1991. — № 5.
  2. Бочарова В.Г. О научном статусе социальной педагогики и ее роли в современной социокультурной практике // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: матер. международной научно-практической конф. (24 -25 мая), Санкт-Петербург. 1995. — С. 147.
  3. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н., Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях // Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. Ч. II. – М., 1997. — С. 4-12.
  4. Братусь Б.И. и др. Христианская психология: за и против // Скепсис. – 2005 — № 3-4 // /library/id_402.html
  5. Братусь Б.С.. Христианская психология как научное направление: к истории вопроса. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – с. 7.
  6. Братусь Б.С.. Христианская психология как научное направление: к истории вопроса. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – с. 9
  7. Булыгина Т.В., Леонтьев А.А. Карл Бюлер: Жизнь и творчество / Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. — М., Прогресс, 1993. — С. XIII.
  8. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. — М., Прогресс, 1993. — С. 149.
  9. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. / Пер. с англ. – М.: Наука 1993. – С. 411.
  10. Иванов А.В и др. Социальная педагогика. – М.: «Дашкова и К», 2010. — 424 с.
  11. Кун Т. После «Структуры научных революций». — М.: АСТ, 2014. -С. 255.
  12. Меньшиков М. Психология святости // Новое время. – 1903. – № 3.
  13. Начала христианской психологии: учеб. пособие / отв. ред. Б.С. Братусь; научн. ред. С.Л. Воробьев. – М.: Наука, 1995.
  14. Никонов А. Психология кающегося грешника по Псалтири // Вера и разум. 1911. — № 13. — С. 21-34.
  15. Никонов А. Психология нераскаянного грешника по Псалтири // Вера и разум. 1911. — № 12. — С. 717-726.
  16. Основные черты морально-психологического типа христианина по новозаветному учению // Христианское чтение. 1912. — № 6. — С. 717-741; № 7-8. — С. 866-891; № 9. — С. 1003-1023.
  17. Платонов В. Психология молитвы. – Санкт-Петербург, 1913. – № 2; 3.
  18. Принцип дополнительности academic.ru›dic.nsf /enc…6020/
  19. Светлов П.Я. Пророческие и вещие сны. Апологетическое исследование в области библейской психологии. – Киев, 1892.
  20. Свящ. А. Лоргус. На приеме у пастыря // Независимая газета – 2005 // people/2005-07-13/6_priem.html
  21. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. — М.: «Владос», 2000. — 272 с.
  22. Тихомиров Л.А. Христианская психология // Московские ведомости. 1901. — № 291 (22 окт.). — С. 2.
  23. Тощенко Ж.Т. Возможно ли новая парадигма социологического знания // Социс., 1992. №7.
  24. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. — М.: АСТ, 2011.
  25. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Религиозные теории личности. Йога. Дзэн. Суфизм. Теософское направление. — Спб, 2007. — С. 3
  26. Фуко М. Археология знания. — Спб.: «Гуманитарная академия», 2012. — С. 121.
  27. Фуко М. Археология знания. – Спб.: «Гуманитарная академия», 2012. — С.121.
  28. Халанский В. Психология и богословие: основные предпосылки для интеграции. in.ua›Публікації›…-i-bogoslovie-osnovnye…
  29. Чаленко И.Я. Основные черты морально-психологического типа христианина по новозаветному учению // Христианское чтение. 1912. — № 6. — С. 717-741; № 7-8. — С. 866-891; № 9. — С. 1003-1023.
  30. Юнг К. О психологии восточных религий и философии. — М., Медиум, 1994.
  31. Dillen А. The resiliency of children and spirituality: a practical theological reflection. International Journal of Children’s Spirituality Vol. 17, No. 1, February 2012, 61–75.
  32. Fromm E. Psychoanalysis and Zen Buddizm/ Zen Buddizm and Psychoanalysis. N-Y, Harper & Row, 1970; Perls F. Gestalt therapy verbatim. Laffayette, CA: Real People Press, 1969.
  33. John A. Battle Theology 1: Revelation and Theological Method Western Reformed Seminary,edu/…/Theology_1/Chapter_1—Introduction_Theology
  34. Matthew w. Hughey The Sociology, Pedagogy, and Theology of Huey P. Newton: Toward a Radical Democratic Utopia The Western Joumal of Black Studies, Vol. 29, No. 3, 2005.
  35. PORTER   Wesleyan theological methodology as a theory of integration. Journal of Psychology and Theology 2004, Vol. 32, No. 3, p. 190.
  36. PORTER   Wesleyan theological methodology as a theory of integration. Journal of Psychology and Theology 2004, Vol. 32, No. 3, p. 197.
  37. Stolzenber Political Theology with a Difference .UC IRVINE LAW REVIEW, 2014, Vol. 4:407.