ISSN 2409-7616

Жилина Л.В.

О ВЛИЯНИИ КОМФОРТНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ ВУЗА НА ПОВЫШЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ

УДК 378

Жилина Л.В.1 (Москва, Россия) — lilyazhilina@gmail.com

1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация. Известно, что коммуникация невозможна без владения языком, а знание языка не всегда является залогом успешной коммуникации. Многие исследователи языковой компетентности специалистов-международников едины во мнении, что кроме овладения специальной профессиональной терминологией на иностранном языке, профессионал на достаточно высоком уровне должен уметь организовывать и вести переговоры, беседы на бытовые темы, знать особенности лингвокультуры страны изучаемого языка, и на этой основе вести переписку с заинтересованными лицами, составлять аналитические отчеты, справки и доклады для своего руководителя. Этому способствует уникальная межкультурная среда, созданная в ВШЭ в рамках лингвистических программ, где органически переплетаются классические традиции иноязычного обучения и новые практики.  Иными словами, суть коммуникативной образовательной среды вуза состоит в поддержании межличностного взаимодействия участников, гуманизации педагогического воздействия на субъект обучения, т.е. создании условий атмосферы комфорта, психологической безопасности, когда обучающийся не может не учиться, не может не использовать в процессе обучения свои способности и возможности, или оставаться пассивным наблюдателем учебного процесса. Комфортная образовательная среда основывается, прежде всего, на принципах сотрудничества и включает в себя благоприятные взаимодействия на уровне педагог-студент, основывается на принципе сотрудничества, взаимоподдержке и атмосфере доверия, где большую роль играют межличностные отношения в коллективе. При создании комфортной образовательной среды вуза, следует исходить, прежде всего, из интересов студентов, учитывать индивидуальные способности и интересы каждого, создавая ситуацию успеха, — что является мощным стимулом к желанию учиться, и учиться хорошо.

Ключевые слова: образовательная среда вуза, комфортная образовательная среда, иноязычная подготовка, специалист международной сферы, принципы сотрудничества, индивидуальные способности студента.

Список источников:

  1. Артюхова Т.Ю. Образовательное пространство ВУЗа как условие для раскрытия личностного потенциала человека: коллективная монография «Профессиональное образование: теория и практика» / Артюхова Т.Ю., Автушко Л.И., Ахтамова С.С. и др. — Новосибирск: НГТУ, 2011. — 325 с.
  2. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: Учеб. пособие / Е. Е. Вахромов. — Москва: Междунар. пед. акад., 2001. – 158 с. ISBN 5-89411-042-4
  3. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: диссертация… доктора педагогических наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2001. — 416 с.
  4. Жилина Л.В. Языковая подготовка специалистов в неязыковом вузе: цели и функции // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. С. 519-526. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.1.47
  5. Воевода Е.В., Жилина Л.В. Некоторые аспекты иноязычной подготовки специалистов в отечественном профессиональном образовании: история и современность // Среднее профессиональное образование. 2015. № 12. С. 58-60. URL: https://www.elibrary.ru/vmhmnj
  6. Нефедова М.А. Современные подходы к обучению иностранному языку // Ученые записки Курского государственного университета. Электронный журнал. 2023. №2 (66). С. 137-142. URL: https://www.elibrary.ru/itmsds
  7. Мардахаев Л.В. Деонтология профессиональной деятельности специалиста социальной сферы: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Мардахаев, А.М, Егорычев, Я.В. Шимановская; под редакцией Л.В. Мардахаева; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российский государственный социальный университет. — Москва: Перспектива, 2020. — 228 с. ISBN 978-5-406-07052-9
  8. Сергеева З.С. Роль иностранного языка при обучении в техническом вузе // В мире научных открытий. 2015. № 11-2 (71).  С.861-870. URL: https://www.elibrary.ru/vdrrlf
  9. Сороковых Г.В., Кутепова О.С. Вызовы XXI века: неформальное иноязычное образование и стратегии его реализации // Язык и культура. 2018. № 3. С. 214-225. URL: https://www.elibrary.ru/xzovox
  10. Карпов В.В. Формирование профессиональной идентичности студентов-международников // Современное педагогическое образование. 2019. № 7. С. 16-19. URL: https://elibrary.ru/vmhmnj
  11. Рогачева О.В. Факторы и мотивы профессионального самоопределения // Сибирский педагогический журнал. 2024. № 3. С. 51-58. URL: https://elibrary.ru/fysbhr
  12. Сиваков М.А. Модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 10. С. 200-213. URL: https://elibrary.ru/aadhns
  13. Марянина Л.А., Томарева И.Г. О преемственности целей обучения иностранному языку в вузе // Казанская наука. 2024. № 2. С. 48-50. URL:  https://elibrary.ru/egdhsm
  14. Шакурова Е.С., Старчикова И.Ю. Инновационные методы и технологии при обучении языкам // Инновации в образовании. 2023. № 2. С. 45-56. URL: https://elibrary.ru/ibzufd
  15. Маковецкая Е.Н. Теоретические аспекты исследования профессиональной идентичности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 4-2 (110). С. 126-129. URL: https://elibrary.ru/zsmroz

Библиографическая ссылка: Жилина Л.В. О влиянии комфортной коммуникативной среды вуза на повышение успеваемости студентов в иноязычной подготовке // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 697-703.