ISSN 2409-7616

Резер Т.М., Городецкая Д.М., Будкина А.В.

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РАБОТЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

УДК 377.1

Резер Т.М.1 (Екатеринбург, Россия) — t.m.rezer@urfu.ru; Городецкая Д.М.1 (Екатеринбург, Россия) — gdashanya@yandex.ru; Будкина А.В.1 (Екатеринбург, Россия) — budkina.anna17@gmail.ru

1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Аннотация. Современный период развития общества характеризуется изменениями во всех сферах жизни, связанными с информатизацией и цифровизацией. В настоящее время актуальным являются вопросы, касающиеся цифровизации образования. Процесс цифровизации общества вносит изменения в область профессиональной компетентности педагога, в связи с чем меняются традиционные функции учителя, приобретая новые характеристики. Одним из требований является обязательное применение преподавателями цифровых технологий в профессиональной деятельности. Целью исследования является выявление функций преподавателя как субъекта образовательного процесса и рассмотрение необходимых цифровых компетенции для реализации данных функций при работе в цифровой образовательной среде. Материалы и методы. Среди теоретических методов был применен метод анализа. В работе выявляется сущность понятия цифровая образовательная среда, ключевые особенности. Рассматриваются различные уровни взаимодействия в цифровой образовательной среде. Приводится основные функции преподавателя как субъекта образовательного процесса в цифровой образовательной среде. Рассмотрено понятие цифровая компетентность и выделены критерия её достижения. Изучены группы цифровых компетенций преподавателя: информационных компетенции, медиа компетенции, компетенции в области информационной безопасности и технологические компетенции.  В практической части представлен онлайн-урок, который проанализирован с точки зрения функции преподавателя в цифровой образовательной среде и требуемых компетенции.  В заключение делаются выводы о значимости роли преподавателя в цифровой образовательной среде и её функциях. Изучение функции преподавателя в цифровой образовательной среде необходимо для эффективной организации учебного процесса и занятий в данной среде.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровые технологии, цифровая компетентность, цифровая компетентность педагога.

Список источников:

  1. Vaughan P., Cox P., Deed C. [et al.] Personalised learning: lessons to be learnt // British Educational Research Journal. 2012. No. 39. P. 654-676. DOI: 10.1080/01411926.2012.669747
  2. Природова О.Ф., Данилова А.В., Моргун А.Н. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 9-30. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-9-30
  3. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества  подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55-59.
  4. Lodge J., Kennedy G., Lockyer L. Digital learning environments, the science of learning, and the relationship between the teacher and the learner // Learning under the lens. — Abingdon:  Routledge, 2020.  — P. 154-168. DOI: 10.4324/9780429027833-11
  5. Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. № 4(21). С. 6. DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6
  6. Лешер О.В., Григоренко Л.А. Цифровая образовательная среда вуза как ресурс формирования познавательных потребностей студентов // Проблемы современного педагогического образования. — Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. № 75-4. — С. 166-169.
  7. Григорьева И. В., Болкунов Г.А. Цифровая образовательная среда (ЦОС): вызовы  и возможности // Вестник Университета Российской академии образования. 2023. № 2. С. 64–71. DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-64-71
  8. Клюяшкина И.Н. Цифровая образовательная среда вуза // Модернизация  культуры: знание как инструмент развития: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Часть II. — Самара: Самарский государственный институт культуры, 2019. — С. 51-54.
  9. Тураева Д.Д. Функции преподавателя в дистанционном образовании // Экономика и социум. 2021. № 5. С. 1-7.
  10. Боровкова М.В.  Роль преподавателя в организации  дистанционного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 5. DOI: h10.23670/IRJ.2022.119.5.077  
  11. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Роль педагога в цифровом мире  образования // Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 34-39. URL: https://www.elibrary.ru/algjoi
  12. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских  педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. № 4. С. 5-18. DOI: 10.17759/pse.2015200401
  13. Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. №12. С. 87-98. URL: https://www.elibrary.ru/vsdbpb
  14. Ilomäki L., Lakkala M., Kantosalo A. What is digital competence? European Schoolnet, 2011. — С. 1-12.
  15. Петросян С.Б. Возможности формирования цифровой компетентности студентов вуза // Учёные записки ЗабГУ. 2022. № 4. С. 24-35. DOI: 10.21209/2658-7114-2022-17-4-24-35

Библиографическая ссылка:  Резер Т.М., Городецкая Д.М., Будкина А.В. Цифровая компетентность и особенности функций преподавателя как субъекта образовательного процесса при работе в цифровой образовательной среде // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 651-661.