ISSN 2409-7616

Андрусева И.В., Гордиенко Т.П., Редькина Л.И.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

УДК 376

Андрусева И.В.1 (Симферополь, Россия) irinandrusoyva@yandex.ru; Гордиенко Т.П.1 (Симферополь, Россия) tatgordienko.gmail.com; Редькина Л.И.2 (Херсон, Россия) redkina7@mail.ru

1Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

2Херсонский государственный педагогический университет

Аннотация. Инклюзивное образование – это открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех обучающихся, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Иными словами, это образовательная система, в которой не ребенок подстраивается под систему, но которая сама подстраивается под ребенка. Раскрывая содержательное наполнение инклюзивного образования, стоит остановиться на том, что сам по себе данный феномен является особым подходом к формированию образования, направленного на доступность и индивидуализацию по отношению к каждому обучающемуся или воспитаннику. Инклюзия как идея появилась в процессе формирования иного отношения к человеку, его правам. В отношении людей с особыми образовательными потребностями инклюзия раскрывает лишь часть изменений в образовании. Ошибочное заблуждение присутствует у многих педагогов-практиков в отношении понятия «инклюзивное образование», которые считают его проявлением лишь в отношении детей с особыми образовательными потребностями, но идеология инклюзии шире и сформировалась она в результате осознанного ценностного восприятия людей, имеющих многообразные различия между собой. В статье рассмотрены основные подходы к дефиниции термина «инклюзивное образование». Описана эволюция педагогических систем с позиции обучения лиц с особыми потребностями. Отмечены актуальные вопросы и проблемы, наблюдаемые при включении идеологии инклюзии в современные образовательные среды. Отмечена проблема эмоциональной, интеллектуальной и методологической неготовности педагогов к реализации принципа инклюзивного образования. Описана важность взаимодействия субъектов образовательного процесса, в т. ч. проблема междисциплинарного сотрудничества специалистов. Раскрыта сущность мер по сохранению качества образовательного процесса по причине реализации инклюзивного подхода. Выделен барьер в виде непроработанности методологического базиса и отсутствия современного и качественного образовательного контента. Описаны риски для инклюзивного образования, генерируемые цифровизацией.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, цифровизация, педагогика, дискриминация, особые образовательные потребности.

Список источников:

  1. Аллахвердиева Л.М., Гаспаришвили А.Т. Особенности применения новых цифровых технологий в системе инклюзивного образования // Социально-гуманитарные знания. 2022. №3. С. 272-280. DOI: 10.34823/SGZ.2022.3.51812
  2. Ахметшина Л.В. Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения // КПЖ. 2020. №4 (141). С. 214-220. URL: https://elibrary.ru/uochxm
  3. Горбунова Е.А. О современных проблемах инклюзивного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №5-4. С. 37-41. URL: https://www.elibrary.ru/dxnrhp
  4. Гордиенко Т.П., Садовой Н. Мотивационный компонент подготовки будущих учителей-логопедов к применению информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77 (1). С. 130-133. URL: https://www.elibrary.ru/oojuyd
  5. Коломийцева О. В. Развитие инклюзивного образования: проблемы и перспективы // Вестник РМАТ. 2022. №1. С. 67-73. URL: https://www.elibrary.ru/cccuev
  6. Мачурина Т.Н. Инклюзивное образование: проблемы, оставшиеся «за кадром» // Школьные технологии. 2017. №4. С. 113-117. URL: https://www.elibrary.ru/yosshh
  7. Муминова Л.Р. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу // SAI. 2023. № 12. С. 13-17.
  8. Набиев Т.С., Мавлонова О. Об инклюзивном образовании // Scientific progress. 2021. №7. С. 132-137.
  9. Тихомирова Л.Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. С. 78-81.
  10. Федорова Е.Д. Инклюзивное школьное образование в негосударственных школах: проблемы и перспективы реализации (на примере Санкт-Петербурга) // Теория и практика общественного развития. 2023. №12. С. 143-147. DOI: 10.24158/tipor.2023.12.16
  11. Фетисов А.С. Инклюзивные образовательные практики: ретроспектива и современное состояние // Гуманитарные науки. 2022. №3 (59). С. 94-100. URL: https://www.elibrary.ru/kflfei
  12. Шамарина Е.В. Актуальные проблемы внедрения инклюзивного образования // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета.  2023. № 2. С. 129-136. URL: https://www.elibrary.ru/gphibf
  13. Шевелева Д.Е. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через инклюзивное образование: проблемы и социальные возможности массовой школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 1 (37). С. 5-18. URL: https://www.elibrary.ru/wqvtrc
  14. Шевелева Д.Е. Теория, состояние и практика инклюзивного образования в россии и за рубежом: общее и различное // Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 31-43. URL: https://www.elibrary.ru/nlqbfg
  15. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 6. С. 38-46. URL: https://www.elibrary.ru/clugdk

Библиографическая ссылка: Андрусева И.В., Гордиенко Т.П., Редькина Л.И. Актуальные вопросы российского инклюзивного образования на современном этапе // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 429-438.