ISSN 2409-7616

Джиоева Г.Х., Цаллагова З.Б.

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 378

Джиоева Г.Х.1 (Владикавказ, Россия) — dzhioeva_55@mail.ru; Цаллагова З.Б.2 (Москва, Россия) — tsallag@iea.ras.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

2Институт антропологии и этнологии Российской академии наук

Аннотация. Статья посвящена исследованию специфических особенностей организации процесса обучения и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья. Развивая инклюзивное образование, как учебно-воспитательный процесс, основанный на признании, принятии и уважении уникальности каждого ученика, доступности образования для всех детей, школа прилагает большие усилия для обеспечения образовательной среды, подходящей и удобной для каждого ученика, вне зависимости от его физического и физиологического состояния, социального статуса, психологических характеристик, соматического здоровья и т.д. На основе анализа достаточно большого объема исследований по обозначенной проблеме авторы пришли к выводу, что для оказания специализированной помощи обучающимся с особыми потребностями, оптимизации учебно-воспитательной деятельности школьников с различными физиологическими, физическими, психическими нарушениями важно, чтобы учителя общеобразовательных школ были готовы к тому, что эти нарушения проявляются в незрелости мыслительных операций, низком уровне словарного запаса и общих знаний, преобладании игровых мотивов в поведении ребенка, ограниченности представлений и воображения, быстрой утомляемости в процессе осуществления какой-либо интеллектуальной деятельности, отсутствии чувства причастности и востребованности своих действий и поступков. При этом инклюзивному образованию, как правило, должна предшествовать подготовка к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья всех участников образовательного процесса: администрации школы, педагогического и ученического коллективов, родителей. В статье доказывается тезис о том, что проведение надлежащей коррекционной работы со школьниками, имеющими задержку психического развития, значительно повышает у них шанс успешной интеграции в социум.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, физические и психические нарушения у школьников, коррекция.

Список источников:

  1. Бобкова Т.С., Гороховицкая Т.Н. Сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 147-150. URL: https://elibrary.ru/yunfqv
  2. Быстрова Ю.А. Методика коррекционной работы по формированию коммуникативной компетентности у подростков с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 370-375. URL: https://elibrary.ru/frehkk  
  3. Жакупова Г.С. Проблемы семейного воспитания детей с задержкой психического развития // Вестник Ошского государственного университета. 2021. Т. 2, № 4. С. 145-154. URL: https://elibrary.ru/fxddvu
  4. Казакова Л.А. Особенности проявления эмоций современными подростками с особыми образовательными потребностями // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2022. № 5. С. 163-168. URL: https://elibrary.ru/wndicd
  5. Конева И.А., Кондратьева Н.П. Интегрированное и дифференцированное обучение подростков с задержкой психического развития и их личностное развитие // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 13. URL: https://elibrary.ru/wvpbpz  
  6. Львова С.В. Дополнительное образование в школе как индивидуальное образовательное пространство детей и подростков // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). С. 274-288. URL: https://elibrary.ru/ngggzq
  7. Маллаев Д.М., Магомедов Г.А. Теоретические подходы к формированию здорового образа жизни у школьников с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107). С. 350-352. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-4107-350-352
  8. Плотникова А.В., Фалахеева Т.Д. Особенности обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Тенденции сохранения уровня здоровья и двигательной активности юношей и девушек, проживающих в условиях Дальневосточного региона. 2014. № 1. С. 397-411. URL: https://www.elibrary.ru/sfpzjr  
  9. Попов А.Н. Роль информационных технологий как средств социальной поддержки детей-инвалидов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11 (127). С. 183-187. URL: https://www.elibrary.ru/rsfvlh  
  10. Пронина Н.А., Романова Е.В. Формирование здоровьесберегающей компетентности будущих учителей в процессе их обучения в вузе // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 147-161. URL: https://www.elibrary.ru/lmpuuq
  11. Пушкова А.В. Щинова Н.А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – Махачкала: Московский педагогический государственный университет, 2023. — С. 506-511. URL: https://www.elibrary.ru/spcjww
  12. Пятунина В.М., Аджиева А.И. Психологические особенности подросткового возраста и проблема агрессивности личности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 318-321. URL: https://www.elibrary.ru/jminft
  13. Семиздралова О.А., Мазурова Н.В. Особенности образовательных потребностей современных детей // Педагогика сельской школы. 2022. № 2 (12). С. 33-45. URL: https://www.elibrary.ru/cfeaxz
  14. Слизкова Е.В., Мальцева И.В. Роль тьютора в формировании компетентности у подростков с ОВЗ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-2. С. 52-56. URL: https://www.elibrary.ru/xshiax
  15.  Щинова Н.А. Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в вечерней (сменной) школе как направление современной образовательной политики // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2017. № 3. С. 50-55. URL: https://www.elibrary.ru/ymxdhf

Библиографическая ссылка: Джиоева Г.Х., Цаллагова З.Б. Специфика обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 362-370.