ISSN 2409-7616

Мартынова М.Д.

BIG DATA И КОНТЕКСТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 37.013

Мартынова М.Д.1 (Саранск, Россия) — martynovamd@mail.ru

1Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся компетентности современных подростков обеспечивать конфиденциальность своих данных в различных контекстах цифровой среды. На основе анализа российских и зарубежных исследований обозначены внутренние и внешние факторы, влияющие на соблюдение / не соблюдение детьми конфиденциальности в межличностном, институциональном и коммерческом контекстах. У подростков размыты границы между публичной и частной сферами в сетевом пространстве, они рассматривают онлайн-среду как удачное место для самовыражения и социальной интеграции. Среди факторов, определяющих отношение школьников к конфиденциальности в Интернете, выделяют уровень медиаграмотности, место проживания, личную мотивацию использования Интернета, ситуативные предпочтения, влияние сверстников, семейные ценности. Сохранение конфиденциальности у подростков обусловлено договоренностями в сообществе, уходом от контроля взрослых, информированием их родителями и педагогами о перечне опасных ситуаций и технических способах поведения в них. В зависимости от контекста подростки прибегают к защите своих данных, руководствуясь одним из принципов: «право на то, чтобы их оставили в покое», «информационное самоопределение в цифровом контексте», «апатия к конфиденциальности». Однако, стремительное развитие технологий, их возрастающая способность агрегировать данные из разных источников, создает ситуацию «запаздывания» образовательных программ и отставания компетенций родителей и педагогов в обучении подростков соблюдению конфиденциальности данных в разных контекстах. Образовательные программы, обучающие информационной безопасности, должны быть сосредоточены на выявлении контекстов и понимании скрытых мотивов людей и компаний, способности анализа динамики опасных ситуаций и способов управления ими, формировании навыков снижения вреда и управления рисками в сети, развитию критического мышления.

Ключевые слова: подростки, цифровое пространство, большие данные, межличностный, институциональный и коммерческий контексты, соблюдение конфиденциальности.

Список источников:

  1. Россия в цифрах. 2020: Росстат. 2020. — 550 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/GOyirKPV/Rus_2020.pdf (Дата обращения: 10.07. 2024)
  2. Руденкин Д.В. Уровень развития навыков цифровой гигиены современной российской молодежи: итоги социологического исследования // Социодинамика. 2022. № 1. С. 36-55. DOI: 10.25136/2409-7144.2022.1.37487
  3. Пронкина Е.С. Парадокс приватности: почему пользователи социальных медиа раскрывают персональную информацию в публичном пространстве // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 8 (41). С. 155–165. URL: https://www.elibrary.ru/ypwxpv
  4. Мурзина Ю.С., Позняков В.П. Цифровое поведение и личностные особенности интернет-пользователей // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3, № 3 (11). С. 6–21. URL: https://www.elibrary.ru/vagofi
  5. Глухов А.П. Цифровая грамотность поколения z: социально-сетевой ракурс // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 52. С. 126-137. URL: https://www.elibrary.ru/jdbzpg
  6. Fitzgerald B. Tracking of teachers and students in Edmodo. 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.funnymonkey.com/2017/trackingof-teachers-and-students-in-edmodo.html (Дата обращения: 10.07. 2024)
  7. Minding the data. Protecting learners’ privacy and security. Paris. UNESCO. 2022. 55 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://teaching.globalfreedomofexpression.columbia.edu/resources/minding-data-protecting-learners-privacy-and-security (Дата обращения: 10.07. 2024)
  8. Fain P. IBM Looks Beyond the College Degree. Inside HigherEd. 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.insidehighered.com/digitallearning/article/2019/10/29/interview-ibm-official-about-companys-new-collar-push-look (Дата обращения: 10.07. 2024)
  9. Rubel A., Jones K.M.L. Student Privacy in Learning Analytics: An Information Ethics Perspective. // The Information Society. 2014. Vol. 32(2).  P. 143-159. DOI: 10.1080/01972243.2016.1130502
  10. Matz S., Kosinski M., Stillwell D. [et al.] Psychological targeting as an effective approach to real-life persuasive communication // PNAS. 2017. Vol. 45. P. 276–282. DOI: 10.1073/pnas.1710966114
  11. Livingstone S., Haddon L., Görzig A. Children, risk and safety on the internet: research and policy challenges in comparative perspective. — Bristol: Policy Press, 2012. — 11 p.
  12. Finkelhor D., Jones L., Mitchell K. Teaching privacy: A flawed strategy for children’s online safety // Child Abuse & Neglect. 2021. Vol. 117. 105064. DOI: 10.1016/j.chiabu.2021.105064
  13. Солдатова Г.У., Олькина О.И. Отношение к приватности и защита персональных данных: вопросы безопасности российских детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2015. № 3(19). С. 56–66. URL: https://www.elibrary.ru/xabvnv
  14. Steijn W.M.P., Schouten A.P., Vedder A.H. Why concern regarding privacy differs: The influence of age and (non-)participation on Facebook // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2016. Vol.  10(1). 3. DOI: 10.5817/CP2016-1-3
  15. Nissenbaum H. Privacy in Context: Technology, Policy, and the Integrity of Social Life. — Stanford: Stanford Law Books. 2009. — 281 p.
  16. Livingstone S., Stoilova M., Nandagiri R. Children’s data and privacy online: growing up in a digital age: an evidence review. — London, UK.: London School of Economics and Political Science, Department of Media and Communications, 2019.
  17. Keen C. Apathy, convenience or irrelevance? Identifying conceptual barriers to safeguarding children’s data privacy // New Media & Society. 2022. Vol. 24(1). P. 50–69. DOI: 10.1177/1461444820960068
  18. Boyd D., Marwick A.E. Social privacy in networked publics: Teens’ attitudes, practices, and strategies. // A Decade in Internet Time: Symposium on the Dynamics of the Internet and Society. — Oxford, UK, 2011. — 1-29 p.
  19. Milkaite I., De Wolf R., Lievens E. [et al.] Children’s reflections on privacy and the protection of their personal data: A child-centric approach to data protection information formats // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 129. DOI: 10.1016/j.childyouth.2021.106170
  20. Vespoli G., Taddei B., Imbimbo E. [et al.] The concept of privacy in the digital world according to teenagers // Journal of Public Health. 2024. DOI: 10.1007/s10389-024-02242-x
  21. Stoilova M., Livingstone S., Nandagiri R. Digital by Default: Children’s Capacity to Understand and Manage Online // Media and Communication. 2020/ Vol. 8. Issue 4. P. 197–207.  DOI: 10.17645/mac.v8i4.3407
  22. Srivastava S., Wilska T.-A., Nyrhinen J. Children as social actors negotiating their privacy in the digital commercial context // Childhood. 2023. Vol. 30(3). P. 235–252. DOI: 10.1177/0907568223118648
  23. Desimpelaere L., Hudders L., Van de Sompel D. Children’s and parents’ perceptions of online commercial data practices: A qualitative study // Media and Communication. 2020. Vol. 8. Issue 4. P. 163–174. DOI: 10.17645/mac.v8i4.3232
  24. Müller V.C. Ethics of Artificial Intelligence and Robotics. Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://plato.stanford.edu/entries/ethics-ai/ (Дата обращения: 10.07. 2024)
  25. Hargittai E., Marwick A. ‘What can I really do?’ Explaining the privacy paradox with online apathy // International Journal of Communication. 2016. Vol. 10. P. 3737–3757.
  26. Zuboff S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. — London: Profile Books. 2019. — 704 p.
  27. Park Y.J. Digital Literacy and Privacy Behavior Online // Communication Research. 2013. Vol. 40 (2). P. 215–236. DOI: 10.1177/0093650211418338

Библиографическая ссылка: Мартынова М.Д. BIG DATA и контексты конфиденциальности для подростков в цифровом пространстве // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 398-408.