ISSN 2409-7616

Бахирева А.А., Овсянникова А.В., Ворожбит Е.Г., Выскребенцева А.С.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ [In English]

УДК 338.27

Бахирева А.А.1 (Рубцовск, Россия) — isakova@rb.asu.ru; Овсянникова А.В.1 (Рубцовск, Россия) — suhova@rb.asu.ru; Ворожбит Е.Г.1 (Рубцовск, Россия) — vorozhbit@rb.asu.ru; Выскребенцева А.С.1 (Рубцовск, Россия) — vas@rb.asu.ru

1Алтайский государственный университет

Аннотация. В статье представлены теоретические разработки в области совершенствования методики планирования товарооборота розничной торговой организации. Важность розничной торговли обусловлена тем, что она, как важнейшая экономическая категория, отражает уровень удовлетворения потребительского спроса, как вид предпринимательской деятельности, — обеспечивает экономику массой рабочих мест, является бюджетообразующей, занимает лидирующие позиции по вкладу в ВНП. Однако высокий динамизм и крайняя неопределенность факторов внешней среды многократно снижают достоверность плановых показателей розничной торговли, а потому особую актуальность приобретают вопросы разработки методик планирования розничного товарооборота, соответствующих вызовам современности. Для решения обозначенной проблемы авторами предложена двумерная классификация розничного товарооборота, в которой первичным признаком дифференциации выступает уровень удовлетворения розничным товарооборотом организации потребительского спроса в разрезе планируемых товарных групп, вторичным — эластичность спроса на товары по доходу. В разрезе полученных таким образом макрогрупп предложен инструментарий планирования. Таким образом, в условиях неопределенности актуальной и необходимой представляется классификация розничного товарооборота с учетом способности торговой организации удовлетворить располагаемыми товарными запасами потребительский спрос и зависимости товарооборота от доходов потребителей, использование соответствующего планового инструментария, базирующегося на передовых информационно-коммуникационных технологиях, что обеспечит не только достоверность показателей плана, но и возможность динамического управление рисками их недостижения, создаст условия и разумную уверенность в выполнении плана.

Ключевые слова: торговая организация, розничный товарооборот, анализ, классификация, удовлетворение спроса, эластичность.

Список источников:

  1. Ангелина И.А. Концептуальный подход к стратегическому планированию в условиях кризисных ситуаций // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». 2019. № 4(16). С. 6-19. URL: https://www.elibrary.ru/qbaavk
  2. Баранова А.Ю. Особенности финансового планирования торговой организации (на примере непродовольственных товаров) // Sochi Journal of Economy. 2019. № 3. С. 277-284. URL: https://www.elibrary.ru/irygay  
  3. Бодрова Е.Е. Организация управления промышленными предприятиями на базе системы контроллинга: монография / Е.Е. Бодрова. – Смоленск: Смоленская гор. тип., 2011. – 148 с. URL: https://www.elibrary.ru/quwvkz
  4. Бубновская Т.В. Теоретические аспекты системы контроллинга в торговых организациях // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 51-60. DOI: 10.24143/2073-5537-2021-2-51-60
  5. Доценко О.С. Контроллинг в системе сбыта // Бенефициар. – 2017. – № 13. – С. 40-43. URL: https://www.elibrary.ru/zrmjfl
  6. Коваленко О.А. Источники управленческого анализа оптового товарооборота // Вестник ВИЭПП/ 2018. № 1. С. 82-86. URL: https://www.elibrary.ru/etkaba
  7. Михайловская О.В. Формирование системы контроллинга в автохолдинге // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 5(57). С. 495-500. URL: https://www.elibrary.ru/yqedxe
  8. Пузанова Т.В. Обоснование плана продаж предприятия оптовой торговли // Вестник Белорусско-Российского университета. 2018. № 3(60). С. 103-112. DOI: 10.53078/20778481_2018_3_103
  9. Тарасова Т.Ф. Теоретические и методические аспекты бюджетного управления организаций системы потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 3(43). С. 44-55. URL: https://www.elibrary.ru/pdfain
  10. Толкачева Е.Г. Совершенствование методики анализа розничного товарооборота организаций потребительской кооперации // Потребительская кооперация. 2017. № 4(59). С. 24-28. URL: https://www.elibrary.ru/zxxuiz
  11. Vorozhbit E.G., Vyskrebentseva A.S., Laskina M.V. The use of margin analysis for management decision-making in the baking industry // Revista ESPACIOS. 2019. No. 10. P. 1-8. URL: https://www.elibrary.ru/smchvf
  12. Vorozhbit E.G., Bakhireva, A.A. Economic aspects of measuring technological processes. // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1515 (3). DOI:10.1088/1742-6596/1515/3/032007
  13. Ovsyannikova A.V., Bakhireva A.A. Margin analysis as a tool for controlling industrial enterprises // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (23). С. 510-521. DOI: 10.15350/24097616.2020.1.46
  14. Бессарабов В.О., Энглези В.Ю. Проблемы развития отечественных предприятий сервиса и торговли в условиях новых вызовов и цифровизации экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 1, № 1 (142). С. 18-25. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.01.01.003
  15. Овсянникова А.В. Интеграция как условие роста эффективности производства малых предприятий // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 71. DOI: 10.15862/14EVN615

Библиографическая ссылка: Бахирева А.А., Овсянникова А.В., Ворожбит Е.Г., Выскребенцева А.С. Совершенствование методики планирования розничного товарооборота: теоретические аспекты // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 7-16.