ISSN 2409-7616

Антонова Е.М., Ланина С.Ю., Плащевая Е.В.

ВАЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ

УДК 378.147

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.48

Антонова Е.М.1 (Астрахань, Россия) — ea244339@gmail.com; Ланина С.Ю.2 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru; Плащевая Е.В.3 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

2Благовещенский государственный педагогический университет

3Амурская государственная медицинская академия

Аннотация. Интеграция математических знаний и навыков имеет первостепенное значение в образовании будущих фармацевтов, учитывая развивающийся ландшафт фармацевтических наук и растущую зависимость от количественных методологий. По мере развития фармацевтической отрасли потребность в фармацевтах, обладающих прочными знаниями в области математики, становится все более важной для эффективного управления лекарственными средствами, расчета дозировок и интерпретации данных. Данная статья подчеркивает важность включения математического образования в учебную программу студентов-фармацевтов для обеспечения их компетентности в решении современных проблем здравоохранения. Цель данного исследования — изучить важность развития математических знаний и навыков у будущих фармацевтов и оценить влияние такого образования на их способность выполнять сложные фармацевтические задачи. Изучение текущего состояния математического образования в учебных программах фармации и его взаимосвязи с практическими приложениями призвано подчеркнуть важную роль математических знаний в обеспечении безопасной и эффективной фармацевтической практики. Исследование выявило положительную корреляцию между включением комплексного математического образования и умением будущих фармацевтов решать различные фармацевтические задачи. Студенты, прошедшие обогащенную математическую программу обучения, демонстрируют повышенную компетентность в расчетах дозировок, статистическом анализе и критической оценке фармацевтических данных. Полученные результаты свидетельствуют об очевидной пользе интеграции математического образования в подготовку фармацевтов, что приводит к улучшению процесса принятия клинических решений и улучшению состояния пациентов. В заключение следует отметить, что формирование математических знаний и навыков является неотъемлемой частью образования будущих фармацевтов. Исследование показало, что обогащенная математическая учебная программа положительно влияет на умение студентов-фармацевтов выполнять сложные фармацевтические задачи. Подчеркивание важности математического образования в программах по фармации имеет решающее значение для подготовки компетентных специалистов, способных ориентироваться в меняющихся требованиях сферы здравоохранения и вносить эффективный вклад в лечение пациентов. Поскольку фармацевтическая практика продолжает развиваться, прочный математический фундамент остается краеугольным камнем для успешной работы будущих фармацевтов в их многогранной роли в системе здравоохранения.

Ключевые слова: фармацевтическая математика, обучение будущих фармацевтов математике, исследование уровня математических знаний у студентов.

Список источников:

  1. Крайнова Е. Ю., Иродова И.А. Реализация компетентностного подхода при обучении физике студентов-фармацевтов заочного отделения // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2 (4). С. 148-153. URL: https://elibrary.ru/ryptjp
  2. Досбулаева Э.Я., Мирзабекова О.В. Формирование профессиональной компетентности обучаемых медицинских колледжей при обучении математике // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 332-335. URL: https://elibrary.ru/vsybhx
  3. Zentz L.C.  Math for pharmacy technicians. London: Jones and Bartlett Publishers, 2010. — 151с.
  4. Meagher D.G., Pan T., Perez C.D. Predicting performance in the first-year of pharmacy school // American Journal of Pharmaceutical Education.  2011. Vol. 75(5). P. 81. DOI: 10.5688/ajpe75581
  5. Spivey C.A., Chisholm-Burns M.A., Johnson J.L. Factors associated with student pharmacists’ academic progression and performance on the national licensure examination //American journal of pharmaceutical education. 2020. Vol.  84(2). iD.е7561. DOI: 10.5688/ajpe7561
  6. Raub J.N., Fiorvento A., Franckowiak T.M. [et al.] Implementing and sustaining a mentorship program at a college of pharmacy: the keys to successful mentorship // Currents in Pharmacy Teaching and Learning, 2017. Vol. 9(2). P. 296-301. DOI: 10.1016/j.cptl.2016.11.017
  7. McQueen D.S., Begg M.J., Maxwell S.R. eDrugCalc: an online self-assessment package to enhance medical students’ drug dose calculation skills // Br J Clin Pharmacol. 2010. Vol.  70(4). P. 492-499. DOI: 10.1111/j.1365-2125.2010.03609.x
  8. Alrabiah Z., Arafah A., Rehman M.U. [et al.] Perception of pharmacy students toward numeracy: An observational study from King Saud University, Riyadh Saudi Arabia // Front Public Health. 2022. Vol.  14, iD.е1014328. DOI:10.3389/fpubh.2022.1014328
  9. Reyna V.F., Nelson W.L., Han P.K. [et al.] How numeracy influences risk comprehension and medical decision making // Psychol Bull. 2009. Vol.  135(6). P. 943-973. DOI: 10.1037/a0017327
  10. Bratch R., Pandit J.J. A comprehensive overview of the types of methods used in studying medication errors during anesthesia: a value for estimating incidence // British Journal of Anesthesia. 2021. Vol. 127 (3). P. 458-469. DOI: 10.1016/j.bja.2021.05.023
  11. Maxwell S., Walley T. Teaching safe and effective prescribing in UK medical schools: a core curriculum for tomorrow’s doctors // Br J Clin Pharmacol. 2003. Vol. 55(6). P. 496-503. DOI:10.1046/j.1365-2125.2003.01878.x
  12. Dell K.A., Wantuch G.A. Predicting success in pharmaceutical calculations // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2019. Vol. 11(10). P. 972-978. DOI: 10.1016/j.cptl.2019.06.002
  13. Budakoğlu I.İ., Coşkun Ö., Kıyak Y.S. [et al.] Teaching rational prescribing in undergraduate medical education: a systematic search and review // Eur J Clin Pharmacol. 2023. Vol. 79(3). P. 341-348.  DOI: 10.1007/s00228-022-03448-2
  14. Boyle M.J., Eastwood K. Drug calculation ability of qualified paramedics: A pilot study // World J Emerg Med. 2018. Vol. 9(1). P. 41-45. DOI: 10.5847/wjem.j.1920-8642.2018.01.006
  15. Ray J., Susan L. Patient safety: Numerical skills and drug calculation abilities of nursing students and Registered Nurses // Journal of advanced nursing. 2010. Vol. 66. P. 891-901. DOI: 10.1111/j.1365-2648.2010.05258.x

Библиографическая ссылка: Антонова Е.М., Ланина С.Ю., Плащевая Е.В. Важность формирования математических знаний и навыков у будущих фармацевтов // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 553-563. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.48