ISSN 2409-7616

Логачев Н.В.

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.46

Логачев Н.В.1 (Москва, Россия) — nikonor2002@mail.ru

1Московский государственный университет геодезии и картографии

Аннотация. В статье представлен обзор научной литературы по проблемам высшего инклюзивного образования и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты систематического обзора диссертационных исследований по обозначенной тематике, анализа их содержания в соотнесении с предметом определенной области педагогического знания, обзора новейших научных исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам, связанным с инклюзивным высшим образованием, анализа научных представлений о сущности принципа инклюзии и его реализации в системе высшего образования.  Теоретический анализ показал, что в отечественной педагогической науке вопросы инклюзивного высшего образования по-прежнему рассматриваются в рамках коррекционной педагогики, направленной на разработку специальных условий обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Высказывается мысль о том, что в современной отечественной педагогике представление о сущности образовательной инклюзии развивается, исходя из рассмотрения ее в качестве эволюционной формы специального образования, что не может гарантировать эффективность профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья как специалистов, способных конкурировать на рынке труда со специалистами без ограничений здоровья. На основании результатов обзорно-аналитического исследования делается вывод о целесообразности и необходимости исследования вопросов инклюзивной профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья с позиций педагогики профессионального образования, ориентированной на разработку методологии и технологий профессионального обучения разных категорий людей, с разными индивидуально-личностными особенностями и разным жизненным опытом, объединенных в общую систему их профессионального развития и профессионального становления.

Ключевые слова: инклюзивное высшее образование, принцип инклюзии, студенты с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная подготовка, профессиональное развитие.

Список источников:

  1. Бонкало Т.И., Юлина Г.Н., Бакулина Е.Д. [и др.] Субъективность студентов с ОВЗ как условие активизации их профессиональной подготовки в вузе // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2022. Т. 11, № 2. С. 46-51. DOI: 10.12737/2306-1731-2022-11-2-46-51
  2. Зорина Е.Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 165-184. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-165-184
  3. Кантор В.З., Пузань В.В. Отношение студенческой молодежи к инвалидам как детерминанта их включения в интегративное реабилитационно-образовательное пространство вуза // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России: сборник научных трудов. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2010. — С. 151-163. URL: https://www.elibrary.ru/rrxfgv
  4. Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 51 – 74. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-51-73
  5. Лобанова Е.В., Бонкало Т.И., Феоктистова С.В. [и др.] Педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: монография. — М.: РосНОУ, 2024. — 184 с.
  6. Лобанова Е.Е., Назарова О.Л., Савва Л.И. Инклюзивное образование в технических вузах России: проблемы и возможные пути решения // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 2. URL: https://www.elibrary.ru/gmevcy
  7. Михаленкова И.А., Ростомашвили И.Е., Шумова Е.В. [и др.] Сравнение отношения студентов высших учебных заведений различного профиля образования к сокурсникам с ограниченными возможностями здоровья // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 7-31.DOI: 10.15293/2658-6762.2101.01
  8. Палхаева Е.Н., Жукова Н.Е. Проблемы инклюзии в высшем образовании: обзор современных гуманитарных исследований // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.
  9. Саитгалиева Г.Г., Васина Л.Г., Гутерман Л.А. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов как ресурс развития инклюзии в вузе // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 57-71. DOI: 10.17759/psyedu.2019110305
  10. Старобина Е.М. Специфика профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т.3, №1. С. 61. URL: https://www.elibrary.ru/tdoeln
  11. Шмелева С.В., Бонкало Т.И., Карташев В.П., Сабанчиева Х.А.  Сегрегация или инклюзия: опыт экспериментального исследования условий психологического сопровождения профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29, № 1. С. 99-112.
  12. Agavelyan R.O., Aubakirova S.D., Zhomartova A.D. [et al.] Teachers’ Attitudes towards Inclusive Education in Kazakhstan // Integration of Education. 2020. Vol. 24 (1). P. 8-19. DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.008-019  
  13. Bailey J., Banton B. The impact of hospitalization on school inclusion: the experiences of two students with cronic illness, in K. Ballard (ed.), Inclusive Education: International Voices on Dis-ability and Justice. — London: Falmer, 1999.
  14. Ballard K., McDonald T. Disability Inclusion and exclusion: some insider accounts and interpretations, in K. Ballard (ed.), Inclusive Educa-tion: International Voices on Disability and Justice. — London: Falmer, 1999. — 110 p.
  15. Contini D., Salza G. Too few university graduates. Inclusiveness and effectiveness of the Italian higher education system // Socio-Economic Planning Sciences. 2020. Vol. 71. iD. 100803. DOI: 10.1016/j.seps.2020.100803
  16. Quintero R., Pertuz L., Mosalvo J. [et al.] Analysis of Self-efficacy and Attitude-mediated Inclusivity in Higher Education: A Case Study on the Colombian North Coast // Procedia Computer Science. 2024. Vol. 231. P. 539-544. DOI: 10.1016/j.procs.2023.12.247
  17. Tienda M. Diversity-inclusion: promoting integration in higher education // Educational Researcher. 2013. Vol. 42. No. 9. Р. 467-475. DOI: 10.3102/0013189X13516164
  18. Waterfield J., West B. Inclusive Assessment in Higher Education: A Resource for Change. — Plymouth: University of Plymouth, 2006.

Библиографическая ссылка: Логачев Н.В. Проблемы высшего инклюзивного образования в современном научном дискурсе: систематический обзор // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 530-540. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.46