Антонова Т.В.
РАЗВИТИЕ КОМБИНАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА
УДК 37.025.7
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.22
Антонова Т.В.1 (Махачкала, Россия) — antonova.antonova22041973@yandex.ru
1Дагестанский государственный университет
Аннотация. Статья описывает основные характеристики учебного диалога, такие как ограниченность по времени, динамичное развитие коммуникативной ситуации, в которой от участников требуется максимальная скорость относительно механизмов перцепции и продукции речи. При восприятии реплики-стимула коммуникант соотносит услышанное со своей собственной интенцией, отбирает, трансформирует и упорядочивает речевые единицы. Педагоги подчеркивают, что учебное общение будущих специалистов обеспечивается не отдельными речевыми действиями, а комбинационными, которые основаны на системных связях перцептивной и продуктивной речевой деятельности. Умение вести диалог не должно развиваться независимо от других типов речевой деятельности. Комбинационное речевое умение воспринимается как способность студента управлять своей речью, менять тип речевой деятельности. Речевая задача для студента формулируется с учетом прогноза возможного коммуникативного намерения. Критериями развития таких умений могут стать, например, новые речевые комбинации, признаки вариативности, информативности и аргументированности, доказательности речи. Также речевые механизмы комбинирования отражают содержательность и логичность высказывания, конструирование элементов репродуктивных высказываний и их перенос в плоскость продуктивной речи. Недостаточность сведений о механизмах комбинирования учебной речи у студентов вуза определяет актуальность работы. Целью статьи рассматривается выявление и организация коммуникативных средств, способствующих развитию комбинационных умений у студентов. Объектом исследования выступает аудиторная работа студентов в условиях информационного диалога. Предметом исследования являются коммуникативно-синтаксические средства формирования вопросительных предложений в учебном диалоге. Научная новизна исследования состоит в методически организованном применении речевых средств языка, положительно влияющих на формирование комбинационных умений, в отборе параметров и их содержания для проверки эффективности предлагаемой методики.
Ключевые слова: учебный диалог, речевые средства, речевые упражнения, комбинационные умения, интеррогатив, вопросительные местоимения.
Список источников:
- Алимджанов А.А. Вопросно-ответная корреляция в современном американском политическом диалоге // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. №2 (27). С. 201-204. DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0045
- Бондаренко Н.В., Васьковская Е.Е., Косянчук С.В. Диалогизация как ресурс изучения языка в контексте обновления традиционных методов обучения // Гуманитарные балканские исследования. 2021. Т. 5. №1(11). С. 10-15. DOI: 10.34671/SCH.HBR.2021.0501.0001
- Гладкова К.Ю. Трактовки понятия «интеррогативность» в лингвистике // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2020. Т. 12. №2. С. 5-17. DOI: 10.17072/2073-6681-2020-2-5-17
- Гузовская Е.В., Серебренникова С.Н., Николаева Л.А. Способы формирования коммуникативных навыков студентов в процессе выполнения самостоятельной работы // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2020. № 9. С. 185-187. URL: https://elibrary.ru/hxwors
- Елканова Т.М. Интегративные кластеры, конференц-анализ и интеррогатив как образовательные технологии // Международный научный журнал. 2021. № 5. С. 75-82. DOI: 10.34286/1995-4638-2021-80-5-75-82
- Елканова Т.М. Интеррогативная технология обучения // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 149-154. DOI: 10.34286/1995-4638-2020-72-3-149-154
- Коженова Л.В. Учебный диалог в контексте информационной образовательной парадигмы // Заметки ученого. 2022. № 3-1. С. 173-176. URL: https://elibrary.ru/wuovlk
- Маринина Н.И. Роль профессионально-ориентированного текста в формировании коммуникативных навыков студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-4. С. 233-235. URL: https://elibrary.ru/swafse
- Муканова Г.И. Вопросно-ответные единства в учебном диалоге // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. — Новосибирск Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. — С. 19-20. URL: https://elibrary.ru/ilokiz
- Муканова Г.И. Типы вопросительных предложений в учебном диалоге // Русский язык в поликультурном образовательном пространстве. — Астрахань: Цифровая типография «Нова», 2021. — С. 96-103. URL: https://elibrary.ru/habchu
- Сельмурзаева Х.Р., Багичева Ж.Б. Развитие коммуникативных навыков как необходимое условие формирования общекультурных компетенций у студентов бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 258-261. URL: https://elibrary.ru/lhnyoo
- Старчикова И.Ю., Шакурова Е.С. Социально-философская дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков у студентов // Глобальный научный потенциал. 2021. № 10(127). С. 147-149. URL: https://elibrary.ru/jufybq
- Теницкий С.В. Педагогические методы формирования коммуникативных навыков у студентов вуза // Современные проблемы общества в исследованиях молодых ученых. 2021. № 10 (127). С. 143-148. URL: https://elibrary.ru/jufybq
- Турмагамбетова Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у студентов // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве. – Прокопьевск: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2022. — С. 341-343. URL: https://elibrary.ru/vyyxme
- Хисамова Г.Г. Функционально-семантические типы вопросно-ответной формы поэтического диалога // Язык. Текст. Дискурс. 2019. № 17. С. 243-250. URL: https://elibrary.ru/wmibce
- Чалова О.Н. Интеррогативная составляющая научной дискуссии // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Серыя А. Гуманітарныя навукі: гісторыя, філасофія, філалогія. 2019. №1 (53). С. 86-91. URL: https://elibrary.ru/zaatjz
- Barak M. Educational ideals and classroom realities: Developing teachers’ concepts of dialogic pedagogy in real-world contexts // Teaching and Teacher Education. 2024. Vol. 138. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104401
- Beck S.W., Jones K. Fostering agency through dialogue in classroom writing assessment // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 124. DOI: 10.1016/j.tate.2022.104012
- Calcagni E., Ahmed F., Trigo-Clapés L.A., [et al.] Developing dialogic classroom practices through supporting professional agency: Teachers’ experiences of using the T-SEDA practitioner-led inquiry approach // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 126. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104067
- Cui R., Teo P. Thinking through talk: Using dialogue to develop students’ critical thinking // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 125. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104068
- Hinojosa D.M. Practice what you teach: Onsite coaching and dialogic feedback to promote the appropriation of instructional strategies // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 111. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103582
- Holloway S.M., Xu S., Ma S. Chinese and Canadian preservice teachers in face-to-face dialogues: Situating teaching in cultural practices for West-East Reciprocal Learning // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 122. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103930
- Krasnoshchekova S. Question-answer pairs with negative lexemes in child-adult conversations // Материалы XLVI международной научной филологической конференции. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2022. — С. 53-55. URL: https://elibrary.ru/vovdqw
- Slakmon B. Effects of dialogic education on sensemaking: Changes in teachers’ narrative structure // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 115. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103748
- Ta T., Geron T., Levinson M. [et al.] “The power of open dialogue”: Using normative case studies to facilitate ethical dilemmas discussions among school teachers // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 132. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104237
Библиографическая ссылка: Антонова Т.В. Развитие комбинационных умений у студентов вуза средствами учебного диалога // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 261-274. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.22