ISSN 2409-7616

Болдырева В.И., Забелин Д.А.

ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КАРТЫ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

УДК 378:004.04

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.07

Болдырева В.И.1 (Астрахань, Россия) — boldyrevavladlena@yandex.ru; Забелин Д.А.1 (Астрахань, Россия) — link23487@mail.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. Интеграция технологий в медицинское образование имеет жизненно важное значение для повышения качества обучения и подготовки медицинских работников к решению динамичных задач, стоящих перед современными системами здравоохранения. В данной статье рассматривается актуальность электронных медицинских карт (ЭМК) как инновационного образовательного инструмента, отвечающего растущему спросу на интерактивные и динамичные подходы к медицинскому образованию. ЭМК представляют собой перспективный способ вовлечения учащихся в визуальную и интерактивную среду обучения. Цель данного исследования — изучить эффективность использования электронных медицинских карт в медицинском образовании, сосредоточившись на их способности улучшать понимание, запоминание и применение сложных медицинских концепций. Сочетая в себе пространственную информацию, клинические данные и интерактивные функции, ЭМК призваны обеспечить комплексное и контекстуальное обучение как для студентов-медиков, так и для практикующих врачей. Наши результаты показывают, что использование электронных медицинских карт значительно улучшает общие результаты обучения по сравнению с традиционными методами. Интерактивный характер ЭМК способствует лучшему пониманию анатомических структур, путей развития заболеваний и медицинских процедур. Кроме того, учащиеся, использующие ЭМК, демонстрируют повышенную уверенность при переводе теоретических знаний в практические навыки. В заключение следует отметить, что электронные медицинские карты являются мощным образовательным инструментом, способным произвести революцию в медицинском образовании. Результаты данного исследования подчеркивают эффективность ЭМК в повышении результативности обучения и преодолении разрыва между теоретическими знаниями и клиническим применением. По мере развития технологий интеграция ЭММ в медицинские учебные программы открывает перспективы для формирования новой эры интерактивного и эффективного медицинского образования.

Ключевые слова: цифровизация здравоохранения, обучения информатике здравоохранения студентов медиков.

Список источников:

  1. Dhingra D., Dabas A. Global strategy on digital health // Indian pediatrics. 2020. Vol. 57. P. 356-358. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32284477/
  2. Kulikowski C.A. Ethics in the history of medical informatics for decision-making: early challenges to digital health goals // Yearb Med Inform. 2022. Vol. 31(1). P. 317-322. DOI: 10.1055/s-0042-1742491
  3. Mcnicol L., Hutchinson A.F., Wood B. [et al.] An exploration of patients’ experience of nurses’ use of point-of-care information technology in acute care // Patient Experience Journal. 2018. Vol.  5(1). P. 76–89. DOI: 10.35680/2372-0247.1213
  4. Гусев А. В., Зингерман Б.В., Тюфилин Д.С. [и др.] Электронные медицинские карты как источник данных реальной клинической практики // Реальная клиническая практика: данные и доказательства 2022 №2 (2). С. 8-20. DOI: 10.37489/2782‑3784‑myrwd-13  
  5. Pak J.B.S., Pak J. Defining the knowledge structure and trends of nursing informatics: Text network analysis // CIN: Computers, Computer Science, Nursing. 2023. Vol. 41(1). P. 8-17 DOI: 10.1097/CIN.0000000000000919  
  6. Kleib M., Jackman D., Duarte Wisnesky U. [et al.] Academic electronic health records in undergraduate nursing education: Mixed methods pilot study // JMIR Nursing. 2021. Vol. 4 (2). ID. e26944.  DOI: 10.2196/26944
  7. Бихатова Е.Т., Иванчук О.В. Проблема формирования цифровых компетенций у студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ. 2021. № 4. C. 595-605. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.4.55
  8. Омельченко В.П., Демидова А.А. Особенности преподавания медицинской информатики при подготовке медицинских профессиональных кадров // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. C. 14. URL: https://www.elibrary.ru/tzchvk
  9. Díaz-Rodríguez L., Vargas-Román K., Díaz-Rodríguez M.D.M. [et al.] Using «Diraya» system as a complementary tool in nursing process education: A controlled clinical study // J Clin Med. 2022. Vol. 11(10). ID. е2771. DOI: 10.3390/jcm11102771
  10. Carson N., Campbell-Smit B., Walters W. [et al.] Electronic health record training for nurse leaders // Online Journal of Nursing Informatics (OJNI). 2021. Vol.  25 (2).
  11. Lokmic-Tomkins Z., Gray K., Cheshire L. [et al.] Integrating interprofessional electronic medical record teaching in preregistration healthcare degrees: A case study // International Journal of Medical Informatics. 2023. Vol. 169. ID. e104910. DOI: 10.1016/j.ijmedinf.2022.104910
  12. Hansbrough W., Dunker K.S., Ross J.G. [et al.] Restrictions on nursing students’ electronic health information access // Nurse Educator. 2020.  Vol. 45(5). P. 243-247. DOI: 10.1097/nne.0000000000000786
  13. Nagle L.M., Kleib M., Furlong K. Digital health in canadian schools of nursing part a: nurse educators’ perspectives // Quality Advancement in Nursing Education — Avancées en formation infirmière. 2020. Vol.  6(1). P. 1-19. DOI:10.17483/2368-6669.1229
  14. Jenkins A., Eide P., Smart D. [et al.] Implementing electronic health records in nursing education // International Journal of Nursing Student Scholarship. 2018. Vol. 5. P. 1-28.
  15. Ma M., Li Y., Gao L. [et al.] The need for digital health education among next-generation health workers in China: a cross-sectional survey on digital health education // BMC Medical Education. 2023. Vol. 23(1). ID. е541. DOI: 10.1186/s12909-023-04407-w

Библиографическая ссылка: Болдырева В.И., Забелин Д.А. Электронные медицинские карты как образовательный инструмент // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 85-94. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.07