ISSN 2409-7616

Забелин Д.А., Воронов Е.Ю., Ланина С.Ю., Плащевая Е.В.

МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

УДК 378:004.8

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.35

Забелин Д.А.1 (Астрахань, Россия) — Link23487@mail.ru, Воронов Е.Ю.1 (Астрахань, Россия) — foron789@yandex.ru, Ланина С.Ю.2 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru, Плащевая Е.В.3 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

2Благовещенский государственный педагогический университет

3Амурская государственная медицинская академия

Аннотация. Данная статья исследует роль медицинских информационных систем (МИС) в развитии компетентности медицинских сестер. Авторы обсуждают значимость использования МИС в современной медицинской практике и их влияние на уровень подготовки и компетентности медицинского персонала. Статья анализирует влияние МИС на повышение эффективности работы медицинских сестер, а также их роль в обеспечении безопасности пациентов и качества медицинской помощи. Особое внимание уделяется различным аспектам использования МИС, таким как электронная медицинская документация, системы управления данными, телемедицина и другие инновационные технологии. Авторы также исследуют вопросы подготовки медицинских сестер к эффективному использованию МИС, включая освоение соответствующих навыков и компетенций. Статья охватывает темы обучения персонала, адаптации к новым технологиям и внедрению лучших практик для оптимального использования МИС. Исследование, представленное в статье, имеет практическое значение для профессионалов здравоохранения, администраторов и руководителей медицинских учреждений, а также для обучающих программ и курсов повышения квалификации медицинского персонала. Оно также способствует обсуждению темы влияния технологий на развитие компетентности медицинских сестер в современном здравоохранении. Источник предлагает ряд рекомендаций по совершенствованию обучения медицинского персонала в области информационных технологий и эффективного использования МИС. Это включает в себя улучшение учебных программ, разработку специализированных курсов и обучающих материалов, а также внедрение методик оценки компетенций с целью обеспечения высокого уровня подготовки и адаптации к изменяющимся технологическим требованиям. Статья также подчеркивает значимость управления изменениями и поддержки персонала в процессе внедрения новых информационных систем, что способствует эффективному переходу к новым технологиям и повышению общей компетентности медицинских сестер. В целом, в данной статье представлен ценный исследовательский материал, ориентированный на актуальные вызовы и возможности в области медицинской информатики и подготовки медицинского персонала. Его результаты могут быть использованы для совершенствования образовательных и управленческих практик в здравоохранении, что в конечном итоге способствует повышению качества медицинской помощи и обеспечению безопасности пациентов.

Ключевые слова: медицинские информационные системы, цифровые компетенции медицинских сестер.

Список источников:

  1. Иванчук О.В., Плащевая Е.В., Нурмухамбетова С.А. Искусственный интеллект в системе здравоохранения: проблемы готовности и обучения // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С. 225-237. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.3.20
  2. Kinnunen U.M., Kuusisto A., Koponen S. Nurses’ Informatics Competency Assessment of Health Information System Usage: A Cross-sectional Survey // Computers, Informatics, Nursing. 2023. Vol. 1, no. 41(11). P. 869-876. DOI: 10.1097/CIN.0000000000001026  
  3. Thapa S., Nielsen J.B., Aldahmash A.M. Willingness to Use Digital Health Tools in Patient Care Among Health Care Professionals and Students at a University Hospital in Saudi Arabia: Quantitative Cross-sectional Survey // JMIR Med Educ. 2021. Vol. 19, No. 7(1). ID. e18590. DOI: 10.2196/18590
  4. Kocher A., Simon M., Dwyer A.A. Patient and healthcare professional eHealth literacy and needs for systemic sclerosis support: a mixed methods study // RMD Open. 2021. Vol. 7(3). ID. e001783. DOI: 10.1186/s13023-022-02604-2
  5. Kujala S., Rajalahti E., Heponiemi T. Health Professionals’ Expanding eHealth Competences for Supporting Patients’ SelfManagement // Stud Health Technol Inform. 2018. Vol.  247. P. 181-185.
  6. Staggers N., Gassert C. A., Curran C. Informatics competencies for nurses at four levels of practice // Journal of nursing education. 2013. Vol.  40(7). P. 303-316DOI: 10.3928/0148-4834-20011001-05  
  7. Лашина Г.В.  Симуляционные технологии, как средство развития коммуникативной компетентности медицинских сестер // Вестник науки. 20202. №5 (5 (26)). С. 45-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42900542
  8. Белолипецкая А.Е., Головина Т.А., Полянин А.В. Цифровая трансформация рецепт сферы здравоохранения: компетентный подход // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. № С1. С. 694-700. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-s1-694-700
  9. Kleib M., Nagle L. Factors Associated with Canadian Nurses’ Informatics Competency // Computers, Informatics, Nursing.  2018. Vol. 36(8). P. 406-415. DOI: 10.1097/CIN.0000000000000434
  10. Khezri H., Abdekhoda M. Assessing nurses’ informatics competency and identifying its related factors // J Res Nurs. 2019. Vol.  24(7). P. 529-538. DOI: 10.1177/1744987119839453
  11. De Leeuw J.A., Woltjer H., Kool R.B.  Identification of factors influencing the adoption of health information technology by nurses who are digitally lagging: in-depth interview study // Journal of medical Internet research. 2020. № 22(8). ID. e15630. DOI: 10.2196/15630
  12. Kinnunen U.M., Heponiemi T., Rajalahti E. Related to Health Informatics Competencies for Nurses-Results of a National Electronic Health Record Survey // Computers, Informatics, Nursing. 2019. Vol.  37(8). P. 420-429. DOI: 10.1097/CIN.0000000000000511    
  13. Konttila J., Siira H., Kyngäs H. Healthcare professionals’ competence in digitalisation: A systematic review // Journal of clinical nursing. 2019. Vol. 28(5-6). P. 745-761. DOI: 10.1111/jocn.14710  
  14. Hübner U., Shaw T., Thye J. Technology informatics guiding education reform–TIGER // Methods of information in medicine. 2018. Vol. 57(S 01). P. 30-42. DOI: 10.3414/ME17-01-0155
  15. Nazeha N., Pavagadhi D., Kyaw B. A Digitally Competent Health Workforce: Scoping Review of Educational Frameworks // J Med Internet Res. 2020. Vol. 22(11). ID. e22706. DOI: http://doi.org/10.2196/22706
  16. Hübner U., Thye J., Shaw T. Towards the TIGER International Framework for Recommendations of Core Competencies in Health Informatics 2.0: Extending the Scope and the Roles // Studies in health technology and informatics. 2019. Vol.  264. P. 1218-1222. DOI: 10.3233/SHTI190420
  17. Almehmadi F.M. Health information science and technology education: An analysis of health informatics undergraduate and postgraduate programs in arab countries // Heliyon.2023. Vol.  9(9). ID. e19279. DOI:  10.1016/j.heliyon.2023.e19279
  18. Kassam I., Nagle L., Strudwick G. Informatics competencies for nurse leaders: protocol for a scoping review // BMJ Open. 2017. Vol. 14, no. 7(12). ID. e018855. DOI: 10.1136/bmjopen-2017-018855  

Библиографическая ссылка: Забелин Д.А., Воронов Е.Ю., Ланина С.Ю., Плащевая Е.В. Медицинские информационные системы: компетентность медицинских сестер // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 377-389. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.4.35