ISSN 2409-7616

Бериша А.С., Новикова И.А., Новиков А.Л., Бархударов А.А., Клименко А.С.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АНГЛИЙСКОМ, РУССКОМ И РОДНОМ ЯЗЫКАХ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

УДК 372.881.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.31

Бериша А.С.1 (Москва, Россия) -berisha-a@rudn.ru, Новикова И.А.1 (Москва, Россия) — novikova-ia@rudn.ru, Новиков А.Л.1 (Москва, Россия) — novikov-a@rudn.ru, Бархударов А.А.1 (Москва, Россия) — barkhudarov-aa@rudn.ru, Клименко А.С.1 (Москва, Россия) — klimenko-as@rudn.ru

1Российский университет дружбы народов

Аннотация. Академическая мобильность студентов – важнейший тренд современного высшего образования, несмотря на проблемы и ограничения, связанные с недавней пандемией и ростом международной напряженности в мире. Выбирая обучение за границей, молодые люди стремятся использовать возможности для самореализации и построения будущей карьеры, но при этом они могут столкнуться с многочисленными проблемами, в том числе с выбором языка обучения (чаще всего  между английским и языком страны обучения). Российские вузы начали предлагать образовательные программы на английском языке для иностранных студентов относительно недавно, поэтому существует дефицит исследований особенностей межкультурной адаптации в России у этой категории студентов. В статье приведены результаты двух этапов исследования, в котором приняли участие 348 иностранных студентов 1-6 курсов Медицинского института РУДН, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология» на английском языке и изучающих русский язык как иностранный. На первом этапе исследования с помощью онлайн опроса были выявлены основные причины выбора обучения в российском вузе на английском языке, а также охарактеризовано отношение к русскому языку и культуре в контексте проблем межкультурной адаптации. Подтверждено, что обучение за границей на английском языке чаще всего связано с доминированием намерений в дальнейшем строить международную карьеру, показано, что немаловажную роль в выборе языка обучения играет также хорошее знание английского языка и восприятие русского языка как сложного и незнакомого. На втором этапе с использованием опроса с элементами ассоциативного эксперимента были определены доминирующие ассоциации в представлениях об английском, русском и родном языках у изучаемых иностранных студентов: 1) в представлениях об английском языке преобладают ассоциации из тематической категории «легкий»; 2) в представлениях о русском языке преобладают ассоциации из тематической категории «трудный»; 3) в представлениях о родном языке ассоциации из тематической категории «легкий» и «красивый» имеют одинаковую частотность. Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют глубже понять мотивы выбора языка обучения за рубежом, а также разработать рекомендации по оптимизации межкультурной адаптации в России иностранных студентов, обучающихся на английском языке.

Ключевые слова: иностранные студенты, обучение за рубежом, английский язык, русский язык, родной язык, язык обучения, социальные представления, студенты-медики.

Список источников:

  1. Абрамова М.О., Филькина А.В., Сухушина Е.В. Вызовы интернационализации для российского высшего образования: влияние пандемии COVID‑19 на образовательный опыт иностранных студентов // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 117–146. DOI: https://doi.org/10.17323/18149545-2021-4-117-146
  2. Донцов А.И., Зотова О.Ю., Тарасова Л.В. Социальные представления о коронавирусе в начале пандемии в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18,  №2. C. 422-444. DOI:  https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-2-422-444    
  3. Маслова О.В. Базовые убеждения личности как ресурс межкультурной адаптации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. №3. C. 12-18.
  4. Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Социальные представления о covid-19 в условиях нестабильной информационной среды (исследование середины 2021 года) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22, №2. C. 275-290. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-2-275-290
  5. Новиков А.Л., Новикова И.А. отношение к родному и русскому языкам у иностранных студентов: результаты ассоциативного эксперимента // Язык как искусство: функциональная семантика и поэтика: сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 14–15 апреля 2022. — М.: РУДН, 2022. — С. 238-246.
  6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — 165 с.
  7. Abric J.-C. A structural approach to social representations // Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Ed. by K.Deaux and G.Philogène. — Oxford: Blackwell Publishers, 2001. — P. 42-47.
  8. Agyei S.O. Factors that Motivate Students to Study Abroad // Personality in Contemporary World: Education, Development, Self-Realization. Proceedings of the International Scientific Conference. — Moscow: RUDN University, 2020. — P. 476-484.
  9. Aim M., Decarsin T., Bovina I. Health and social representations: A structural approach // Papers on Social Representations. 2021. Vol.27, No.1. P. 31-32.
  10. Ben Alaya D. The Jihadi current and the lay thinking: A “re-anchorage” process hypothesis // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021. Vol. 18, No. 2. P. 363-374. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-2-363-374
  11. Berry J.W., Annis R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1974. Vol.5. P. 382-406.
  12. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002. — 240 p.
  13. Bovina I. Social representations of body: A comparison in the two generations of Russian women (Results of an exploratory study) // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2022. Vol. 10, No. 2. P. 185-195. DOI: 10.23947/2334-8496-2022-10-2-185-195
  14. Cebolla-Boado H., Yang H., Yasemin N.S. Why study abroad? Sorting of Chinese students across British universities // British Journal of Sociology of Education. 2018. Vol. 39, No. 3. P. 365–380.
  15. Chebotareva E.J. Intercultural Adaptation to Russia of Students from Asia, Africa, Latin America and the Middle East // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2011. No. 3. P. 6-11.
  16. Chebotareva E.J. Strategies of Overcoming Acculturation Stress in Students from Different Parts of the World // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2012. No. 1. Pp. 42-49.
  17. Gojkov-Rajić A., Prtljaga J.Foreign language learning as a factor of intercultural tolerance // Science Direct Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. No. 93. P. 809-813.
  18. Jackson J. Becoming interculturally competent: Theory to practice in international education // International Journal of Intercultural Relations, 2015. Vol. 48. P. 91–107.  DOI:10.1016/j.ijintrel.2015.03.012
  19. Kanjera S. The impact of COVID-19 on the internationalization of higher education // International Research in Higher Education. 2021. Vol. 6. e25.  DOI: 10.5430/irhe.v6n1p25
  20. Kim Y.Y. Adapting to a new culture: An integrative communication theory // Theorizing about Intercultural Communication / Ed. by W.B. Gudykunst. — Thousand Oaks, CA: Sage, 2005. — P. 375-400.
  21. Knight J.J. Updating the definition of internationalization // International Higher Education. 2003. Vol.33. P. 2-3.
  22. Marková I. Dialogicality and Social Representations: The Dynamics of Mind. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  23. Moliner P., Bovina I.B. On Serge Moscovici’s 95th anniversary: The theory of social representations-history, postulates and dissemination // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17, No.3. P. 542-553. DOI: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-542-553
  24. Moliner P., Bovina I. Introduction: The heuristic value of social representations theory // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021. No. 2. P. 291–298. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-2-291-298
  25. Moscovici S. The history and actuality of social representations // The Psychology of the Social / Ed. by U.Flick. — Cambridge: Cambridge University Press, 1998. — P. 209-247.
  26. Nghia T.L.H. Motivations for Studying Abroad and Immigration Intentions // Journal of International Students. 2019. Vol. 9, No. 3. P. 758–776.
  27. Novikov A., Novikova I., Tang Y. Correlation between attitudes towards learning Russian and acculturation to Russia among international students // EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. — Palma: IATED, 2021. — P. 8777-8781. DOI: 10.21125/edulearn.2021.1766
  28. Novikova I., Berisha N., Berisha A. Reasons and arguments for choosing language of studying abroad: Case study of medical students in Russian university // EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. — Palma: IATED, 2021. — P. 12121-12128. DOI: 10.21125/edulearn.2021.2533
  29. Novikova I.A., Novikov A.L., Rybakov M.A. Psychological and Linguistic Features of the Russian Language Acquisition by International Students // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2015. No. 1. P. 61-66. DOI: 10.22363/2313-1683-2015-1-61-66
  30. Oberg K. Cultural Shock: adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology. 1960. Vol.7. P.177-182.
  31. Pilishvili T.S. Time Perspective and the Psychological Well-Being of Chinese University Students adapting to Russia // The Open Psychology Journal. 2017. Vol. 10. P. 11-18. DOI: 10.2174/1874350101710010011
  32. Rateau P., Moliner P, Guimelli C. Social representations theory // Handbook of Theories of Social Psychology / Ed. by Paul A.M. Van Lange, Arie W. Kruglanski and E. Tory Higginseds. — Thousand Oaks: Sage Publications Ltd, 2011. Vol. 2. Pp. 477-497.
  33. Rudmin F. Constructs, measurements and models of acculturation and acculturative stress // International Journal of Intercultural Relations. 2008. Vol. 33, No 2. P.106-123. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2008.12.001
  34. Schumann J. Research on the acculturation model for second language acquisition // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 1986. No. 7. P. 379-392.
  35. Smalley W. Culture shock, language shock, and the shock of self-discovery // Practical Anthropology. 1963. No. 10. P. 49-56.
  36. van Alebeek W., Kristin B.W. Explaining the College Choice Decisions of International Students at a Regional University in the United States // Journal of Research in International Education. 2019. Vol. 8. No. 3. P. 292–309.
  37. Yang P. Intercultural responsiveness: Learning languages other than English and developing intercultural communication competence // Languages, 2020. Vol. 5, No 2. P. 1-13. DOI: 10.3390/languages5020024
  38. Zhai K., Xing G., Geng W. Factors for Chinese Students Choosing Australian Higher Education and Motivation for Returning: A Systematic Review // SAGE Open.2019.Vol. 9, No. 2. DOI: 10.1177/2158244019850263

Библиографическая ссылка: Бериша А.С., Новикова И.А., Новиков А.Л., Бархударов А.А., Клименко А.С. Особенности представлений об английском, русском  и родном языках у иностранных студентов, обучающихся в России на английском языке // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 366-382. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.31