Бериша А.С., Новикова И.А., Новиков А.Л., Бархударов А.А., Клименко А.С.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АНГЛИЙСКОМ, РУССКОМ И РОДНОМ ЯЗЫКАХ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК 372.881.1
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.31
Бериша А.С.1 (Москва, Россия) -berisha-a@rudn.ru, Новикова И.А.1 (Москва, Россия) — novikova-ia@rudn.ru, Новиков А.Л.1 (Москва, Россия) — novikov-a@rudn.ru, Бархударов А.А.1 (Москва, Россия) — barkhudarov-aa@rudn.ru, Клименко А.С.1 (Москва, Россия) — klimenko-as@rudn.ru
1Российский университет дружбы народов
Аннотация. Академическая мобильность студентов – важнейший тренд современного высшего образования, несмотря на проблемы и ограничения, связанные с недавней пандемией и ростом международной напряженности в мире. Выбирая обучение за границей, молодые люди стремятся использовать возможности для самореализации и построения будущей карьеры, но при этом они могут столкнуться с многочисленными проблемами, в том числе с выбором языка обучения (чаще всего между английским и языком страны обучения). Российские вузы начали предлагать образовательные программы на английском языке для иностранных студентов относительно недавно, поэтому существует дефицит исследований особенностей межкультурной адаптации в России у этой категории студентов. В статье приведены результаты двух этапов исследования, в котором приняли участие 348 иностранных студентов 1-6 курсов Медицинского института РУДН, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология» на английском языке и изучающих русский язык как иностранный. На первом этапе исследования с помощью онлайн опроса были выявлены основные причины выбора обучения в российском вузе на английском языке, а также охарактеризовано отношение к русскому языку и культуре в контексте проблем межкультурной адаптации. Подтверждено, что обучение за границей на английском языке чаще всего связано с доминированием намерений в дальнейшем строить международную карьеру, показано, что немаловажную роль в выборе языка обучения играет также хорошее знание английского языка и восприятие русского языка как сложного и незнакомого. На втором этапе с использованием опроса с элементами ассоциативного эксперимента были определены доминирующие ассоциации в представлениях об английском, русском и родном языках у изучаемых иностранных студентов: 1) в представлениях об английском языке преобладают ассоциации из тематической категории «легкий»; 2) в представлениях о русском языке преобладают ассоциации из тематической категории «трудный»; 3) в представлениях о родном языке ассоциации из тематической категории «легкий» и «красивый» имеют одинаковую частотность. Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют глубже понять мотивы выбора языка обучения за рубежом, а также разработать рекомендации по оптимизации межкультурной адаптации в России иностранных студентов, обучающихся на английском языке.
Ключевые слова: иностранные студенты, обучение за рубежом, английский язык, русский язык, родной язык, язык обучения, социальные представления, студенты-медики.
Список источников:
- Абрамова М.О., Филькина А.В., Сухушина Е.В. Вызовы интернационализации для российского высшего образования: влияние пандемии COVID‑19 на образовательный опыт иностранных студентов // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 117–146. DOI: https://doi.org/10.17323/18149545-2021-4-117-146
- Донцов А.И., Зотова О.Ю., Тарасова Л.В. Социальные представления о коронавирусе в начале пандемии в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, №2. C. 422-444. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-2-422-444
- Маслова О.В. Базовые убеждения личности как ресурс межкультурной адаптации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. №3. C. 12-18.
- Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Социальные представления о covid-19 в условиях нестабильной информационной среды (исследование середины 2021 года) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22, №2. C. 275-290. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-2-275-290
- Новиков А.Л., Новикова И.А. отношение к родному и русскому языкам у иностранных студентов: результаты ассоциативного эксперимента // Язык как искусство: функциональная семантика и поэтика: сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 14–15 апреля 2022. — М.: РУДН, 2022. — С. 238-246.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — 165 с.
- Abric J.-C. A structural approach to social representations // Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Ed. by K.Deaux and G.Philogène. — Oxford: Blackwell Publishers, 2001. — P. 42-47.
- Agyei S.O. Factors that Motivate Students to Study Abroad // Personality in Contemporary World: Education, Development, Self-Realization. Proceedings of the International Scientific Conference. — Moscow: RUDN University, 2020. — P. 476-484.
- Aim M., Decarsin T., Bovina I. Health and social representations: A structural approach // Papers on Social Representations. 2021. Vol.27, No.1. P. 31-32.
- Ben Alaya D. The Jihadi current and the lay thinking: A “re-anchorage” process hypothesis // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021. Vol. 18, No. 2. P. 363-374. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-2-363-374
- Berry J.W., Annis R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1974. Vol.5. P. 382-406.
- Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002. — 240 p.
- Bovina I. Social representations of body: A comparison in the two generations of Russian women (Results of an exploratory study) // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2022. Vol. 10, No. 2. P. 185-195. DOI: 10.23947/2334-8496-2022-10-2-185-195
- Cebolla-Boado H., Yang H., Yasemin N.S. Why study abroad? Sorting of Chinese students across British universities // British Journal of Sociology of Education. 2018. Vol. 39, No. 3. P. 365–380.
- Chebotareva E.J. Intercultural Adaptation to Russia of Students from Asia, Africa, Latin America and the Middle East // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2011. No. 3. P. 6-11.
- Chebotareva E.J. Strategies of Overcoming Acculturation Stress in Students from Different Parts of the World // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2012. No. 1. Pp. 42-49.
- Gojkov-Rajić A., Prtljaga J.Foreign language learning as a factor of intercultural tolerance // Science Direct Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. No. 93. P. 809-813.
- Jackson J. Becoming interculturally competent: Theory to practice in international education // International Journal of Intercultural Relations, 2015. Vol. 48. P. 91–107. DOI:10.1016/j.ijintrel.2015.03.012
- Kanjera S. The impact of COVID-19 on the internationalization of higher education // International Research in Higher Education. 2021. Vol. 6. e25. DOI: 10.5430/irhe.v6n1p25
- Kim Y.Y. Adapting to a new culture: An integrative communication theory // Theorizing about Intercultural Communication / Ed. by W.B. Gudykunst. — Thousand Oaks, CA: Sage, 2005. — P. 375-400.
- Knight J.J. Updating the definition of internationalization // International Higher Education. 2003. Vol.33. P. 2-3.
- Marková I. Dialogicality and Social Representations: The Dynamics of Mind. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
- Moliner P., Bovina I.B. On Serge Moscovici’s 95th anniversary: The theory of social representations-history, postulates and dissemination // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17, No.3. P. 542-553. DOI: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-542-553
- Moliner P., Bovina I. Introduction: The heuristic value of social representations theory // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021. No. 2. P. 291–298. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-2-291-298
- Moscovici S. The history and actuality of social representations // The Psychology of the Social / Ed. by U.Flick. — Cambridge: Cambridge University Press, 1998. — P. 209-247.
- Nghia T.L.H. Motivations for Studying Abroad and Immigration Intentions // Journal of International Students. 2019. Vol. 9, No. 3. P. 758–776.
- Novikov A., Novikova I., Tang Y. Correlation between attitudes towards learning Russian and acculturation to Russia among international students // EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. — Palma: IATED, 2021. — P. 8777-8781. DOI: 10.21125/edulearn.2021.1766
- Novikova I., Berisha N., Berisha A. Reasons and arguments for choosing language of studying abroad: Case study of medical students in Russian university // EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. — Palma: IATED, 2021. — P. 12121-12128. DOI: 10.21125/edulearn.2021.2533
- Novikova I.A., Novikov A.L., Rybakov M.A. Psychological and Linguistic Features of the Russian Language Acquisition by International Students // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2015. No. 1. P. 61-66. DOI: 10.22363/2313-1683-2015-1-61-66
- Oberg K. Cultural Shock: adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology. 1960. Vol.7. P.177-182.
- Pilishvili T.S. Time Perspective and the Psychological Well-Being of Chinese University Students adapting to Russia // The Open Psychology Journal. 2017. Vol. 10. P. 11-18. DOI: 10.2174/1874350101710010011
- Rateau P., Moliner P, Guimelli C. Social representations theory // Handbook of Theories of Social Psychology / Ed. by Paul A.M. Van Lange, Arie W. Kruglanski and E. Tory Higginseds. — Thousand Oaks: Sage Publications Ltd, 2011. Vol. 2. Pp. 477-497.
- Rudmin F. Constructs, measurements and models of acculturation and acculturative stress // International Journal of Intercultural Relations. 2008. Vol. 33, No 2. P.106-123. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2008.12.001
- Schumann J. Research on the acculturation model for second language acquisition // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 1986. No. 7. P. 379-392.
- Smalley W. Culture shock, language shock, and the shock of self-discovery // Practical Anthropology. 1963. No. 10. P. 49-56.
- van Alebeek W., Kristin B.W. Explaining the College Choice Decisions of International Students at a Regional University in the United States // Journal of Research in International Education. 2019. Vol. 8. No. 3. P. 292–309.
- Yang P. Intercultural responsiveness: Learning languages other than English and developing intercultural communication competence // Languages, 2020. Vol. 5, No 2. P. 1-13. DOI: 10.3390/languages5020024
- Zhai K., Xing G., Geng W. Factors for Chinese Students Choosing Australian Higher Education and Motivation for Returning: A Systematic Review // SAGE Open.2019.Vol. 9, No. 2. DOI: 10.1177/2158244019850263
Библиографическая ссылка: Бериша А.С., Новикова И.А., Новиков А.Л., Бархударов А.А., Клименко А.С. Особенности представлений об английском, русском и родном языках у иностранных студентов, обучающихся в России на английском языке // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 366-382. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.3.31