ISSN 2409-7616

Поскребышева Д.А., Иванчук О.В.

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

УДК 378:004

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.44

Поскребышева Д.А.1 (Астрахань, Россия) — aleksandrovna_daa@mail.ru, Иванчук О.В.1 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация. Доказательная медицина является важнейших инструментов для принятия врачебных решений, выбора стратегии диагностики, лечения профилактики заболеваний, а также в назначении лекарственных средств. Она аккумулирует результаты рандомизированных контролируемых испытаний и экспертные мнения клиницистов. Хоть относится к добросовестному, явному и разумному использованию наилучших на данный Растущая популярность доказательной медицины среди исследователей создает определенное противоречие с практикой врача (применение недостоверных источников информации для решения профессиональных задач, наличие недостаточных навыков поиска информации и ухудшение современных знаний после обучения). Решение данного противоречия реализуется через обучение студентов медицинских вузов основам доказательной медицины, практикующих врачей в рамках курсов повышения квалификации. Однако, как показывают результаты исследований российских и зарубежных авторов, а также результаты проведенного нами констатирующего эксперимента, уровень знаний и практических навыков в области доказательной медицины являются недостаточными. Поэтому целью нашего исследования являлось разработка методик обучения основам доказательной медицины и оценка ее эффективности. Для оценки эффективности нами применялись опросник, разработанный группой авторов, Тейлор Р., Ривз Б., Мирс Р., Кест Дж., Биннс С., Юингс. и Хан К., как инструмент, имеющий умеренный или высокий уровень внутренней согласованности, дискриминационной валидности и контрольно-диагностические материалы, разработанные специально для этого исследования. В эксперименте участвовали контрольной, экспериментальной и квазиэкспериментальные статические группы, что позволило говорить о достоверности полученных результатов. Обобщение результатов позволило говорить о повышении уровня знаний и практических навыков будущих врачей после изучения основ доказательной медицины.

Ключевые слова: доказательная медицина, обучение студентов медицинских вузов.

Список источников:

  1. Бурлов Н.Н., Хрыков Г.Н., Алексеев С.М. Доказательная медицина сегодня — преимущества и недостатки // Вопросы онкологии. 2020. №68 (5). С.571-575. DOI: https://doi.org/10.37469/0507-3758-2022-68-5-571-575
  2. Han E.R. Medical education trends for future physicians in the era of advanced technology and artificial intelligence: an integrative review // BMC medical education.  2019.  Vol. 19.  No. 1.  P. 1-15. DOI: 10.1186/s12909-019-1891-5
  3. Yaqoob M. Al Jabri F. et al. A systematic review of healthcare professionals’ core competency instruments // Nursing & health sciences.  2021. Vol. 23. No. 1.  P. 87-102. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/nhs.12804 
  4. Green M.L. Evidence-based medicine training in internal medicine residency programs a national survey // J Gen Intern Med. 2000 Vol. 15(2) P. 129-133. DOI: 10.1046/j.1525-1497.2000.03119.x
  5. Ni X., Rui X.W., Wu J. Effect of Problem-Oriented Evidence-Based Nursing on Clinical Recovery and Prognosis in Patients with Arrhythmia after Acute Myocardial Infarction // Iran J Public Health. 2022. Vol. 51(4). P. 814-820. DOI: http://dx.doi.org/10.18502/ijph.v51i4.9242  
  6. Howe A., Keogh-Brown M., Miles S. Expert consensus on contamination in educational trials elicited by a Delphi exercise // Medical education. 2021. Vol. 41. P. 196-204. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1365-2929.2006.02674.x 
  7. Blumenthal Y., Hartke B., Voß S. The Role of Evidence-Based Practice in German Special Education—State of Research and Discussion // Education Sciences. 2019. Vol. 9. P. 106. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/educsci9020106  
  8. Sánchez-Mendiola M., Kieffer-Escobar L.F., Marín-Beltrán S. Teaching of evidence-based medicine to medical students in Mexico: a randomized controlled trial // BMC Med Educ. 2019. Vol. 12. P. 107.  DOI: http://dx.doi.org/10.1186/1472-6920-12-107
  9. Taylor R., Reeves B., Mears R. Design and Validation of an Evidence-Based Teaching Effectiveness Assessment Questionnaire // Medical education. 2017. Vol. 3. P. 544-547. DOI: http://dx.doi.org/10.1046/j.1365-2923.2001.00916.x
  10. Howard B., Diug B., Ilic D. Methods of teaching evidence-based practice: a systematic review // BMC Med Educ. 2022. Vol. 26, No. 22(1). P. 742. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12909022-03812-x   
  11. Young T. What are the effects of teaching evidence-based health care (EBHC)? Overview of systematic reviews // PloS one. 2018. Vol. 9. No. 1. iD. e86706. DOI: http://dx.doi.org/10.1056/NEJM199304293281704
  12. Orange S.T. Comparison of the effects of velocity-based vs. traditional resistance training methods on adaptations in strength, power, and sprint speed: A systematic review, meta-analysis, and quality of evidence appraisal // Journal of Sports Sciences.  2022.  Vol. 40.  No. 11.  P. 1220-1234. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02640414.2022.2059320
  13. Кабиева С.М., Толеуова А.С., Сабекова О.Ж., Дреева Н.И. Результаты внедрения научно-ориентированного обучения у студентов медицинского вуза // Общество. 2020, № 2(17). С. 71-76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44033019
  14. Castro-Rodríguez Y. Challenges and opportunities for dental students as researchers // Odontoestomatología.  2022. Vol. 24.  No. 39.
  15. Mathur M.  Early Exposure of Undergraduate Students to Research Methodology // Journal of Research in Medical Education & Ethics. 2019. Vol. 9. No. 2. P. 113-118. DOI: http://dx.doi.org/10.5958/2231-6728.2019.00021.0
  16. Howard B., Diug B., Ilic D. Methods of teaching evidence-based practice: a systematic review // BMC Med Educ. 2022 Vol.  26 no. 22(1). P. 742. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12909-022-03812-x  
  17. Котельников Г.П., Шпигель А.С. Система внедрения и реализации принципов доказательной медицины – необходимый и обязательный компонент повышения качества образования в условиях модернизации здравоохранения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. №1 (7). С.43-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17916149
  18. Albarqouni L., Hoffmann T., Straus S. Core competencies in evidence-based practice for health professionals: consensus statement based on a systematic review and Delphi survey // JAMA Netw Open2018. Vol. 1(2). С.e180281–e180281. DOI: http://dx.doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2018.0281

Библиографическая ссылка: Поскребышева Д.А., Плащевая Е.В. Доказательная медицина в системе подготовки будущих врачей // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 506-514. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.44