ISSN 2409-7616

Горячева В.Р., Вельчев Д.Ф., Ларкина А.О., Махмудова К.А., Работягова А.Н.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: «ПОТЕРЯННОЕ ВРЕМЯ ЖИЗНИ» ИЛИ «ВЕТЕР ПЕРЕМЕН»? [In English]

УДК 378.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.43

Горячева В.Р.1 (Москва, Россия) varia.gor@mail.ru, Вельчев Д.Ф.1 (Москва, Россия) dimdimkavelchev@gmail.com, Ларкина А.О.1 (Москва, Россия) larkina0203@mail.ru, Махмудова К.А.1 (Москва, Россия) karinamax06@gmail.com, Работягова А.Н.1 (Москва, Россия) arabotyagova@gmail.com

1Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации

Аннотация. Исследование посвящено качественному субъективному восприятию студентами высших учебных заведений образовательного процесса на дистанционной и гибридной формах обучения, к которой перешли вузы в период пандемии COVID-19. Обилие негативных отзывов об обучении «в дистанте» побудило авторов  поставить цель — выявить факторы, положительно и отрицательно влияющие на восприятие дистанционного обучения и проверить гипотезу о том, что качество образовательного процесса резко падает при введении дистанционного обучения. Метод исследования: анкетирование учащихся 1-4 курсов вузов г. Москвы. Полученные результаты неожиданно противоречивы и демонстрируют: снижение навыков самоорганизации студентов, но их рост у части обучающихся (1/4 опрошенных); снижение стресса и повышение комфорта учебного процесса дома; усиление утомляемости, падение мотивации к учебе, общее снижение эффективности процесса обучения, но по субъективным оценкам, как минимум сохранить уровень успеваемости или даже повысить его смогли половина опрошенных. Несмотря на недостатки, подавляющее большинство учащихся (95%) положительно оценили обучение в гибридном формате и хотели бы так продолжать. Полученные результаты позволяют сделать вывод о востребованности «цифровой революции» в сфере образования и позволяют трансформировать применение гибридного обучения в конкурентное преимущество вуза, разработать новые образовательные продукты с его применением и оценить перспективу адаптации персонифицированных и индивидуализированных образовательных траекторий. 

Ключевые слова: дистанционное обучение, гибридное обучение, цифровизация образования, пандемия COVID-19, восприятие обучения, индивидуальная образовательная траектория, персонификация образования.

Список источников:

  1. Abdelnour-Nocera J., Oussena S., Burns C. Human work interaction design of the smart university// Human work interaction design. Work analysis and interaction design methods for pervasive and smart workplaces. — Springer International Publishing, 2015. — P. 127–140, DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-27048-7_9
  2. Айдрус И., Асмятуллин Р. Мировой опыт использования технологий дистанционного образования // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 139-145. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23726841
  3. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 86-100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
  4. Апанасюк Л.А., Кривова А.Л., Рзаева С.М.К. Организация дистанционного обучения студентов — лингвистов // МНКО. 2022. №6 (97). С. 317-320. EDN: TIWLUK, DOI: 10.24412/1991-5497-2022-697-317-320
  5. Батурина Л.И., Симаков А.Ю. Ассоциативный портрет российского студента в контексте экстренного перехода к дистанционному обучению // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 1. С. 130–147. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-130-147
  6. Булан И.Г. Отношение студентов к дистанционному обучению // Калининградский вестник образования. 2022. №1 (13). С. 3-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48217656
  7. Дождиков А.В. Онлайн-обучение как e-learning: качество и результаты (критический анализ) // Высшее образование в России. 2020. Т. 29,  № 12. С. 21-32. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-21-3
  8. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 101-112. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112
  9. Герасименко М.Ю., Нижельской В.А., Зайцева Т.Н. Проблемы дистанционного обучения в период эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 в высшем и дополнительном профессиональном образовании // Педагогика профессионального медицинского образования. 2020. № 2. С. 87-99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44066406
  10. Грибан О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. — 162 с.
  11. Гуреева А.В., Валяева Е.Ф. Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. С. 47-50. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43128234
  12. Хусяинов Т.М. «Уберизация всего» и последствия для образования / Информация и образование: границы коммуникаций INFO’22: сборник научных трудов №14 (22) / под редакцией А. А. Темербековой, И. В. Соловкиной. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2022. — С. 62-63.
  13. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Меерсон А.-Л.С. Психологическая безопасность и коммуникативные трудности преподавателей и студентов при длительном онлайн-обучении // Высшее образование в России. 2023. Т. 32,  № 1. С. 148–168. EDN: CDYIEW, DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168
  14. Кононыхина О.В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2-1. С. 107-111. EDN: VRXDLX, DOI: 10.24412/2500-1000-2021-2-1-107-111
  15. Максимюк Е. А. «Дистанционное образование глазами студента»// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогическое науки». – 2021. № 18(3). – С. 157-170. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.3.11
  16. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. — 2020. Т. 29.  № 10. — С. 65-76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-7;
  17. Новичихина Т.И., Новичихина О.И., Денисова Н.Н. Информатизация образования как средство реализации энтропийного подхода в обучении // Информация и образование: границы коммуникаций. 2022. № 14 (22). С. 62-63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49227677
  18. Риккер А.С., Ткачева Е.Г. Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов // Наука-2020. 2021. №2 (47). С. 96-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44832078
  19. Schwab K. The fourth industrial revolution. – London: Portfolio, 2017. — 192 с.
  20. Сидорова Л.П. Проблемы и перспективы дистанционного образования в университетах России (по результатам контент – анализа) / Информация и образование: границы коммуникаций INFO’22: сборник научных трудов №14 (22) / под редакцией А. А. Темербековой, И. В. Соловкиной. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2022. — С. 18-20.
  21. Уджуху И.А., Мешвез Р.К. Проектирование учебного процесса в вузе по дисциплине с использованием электронного учебного курса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 4. С. 137-145.  EDN: WGERXL, DOI: 10.47370/2078-1024-2021-13-1-73-79

Библиографическая ссылка: Горячева В.Р., Вельчев Д.Ф., Ларкина А.О., Махмудова К.А., Работягова А.Н. Дистанционное обучение: «потерянное время жизни» или «ветер перемен»? // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (35). C. 488-505. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.43