ISSN 2409-7616

Гилязова О.С., Замощанская А.Н.

ДИЛЕММА «СОВЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ – БОЛОНСКИЕ ИННОВАЦИИ»: К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ МОДЕЛИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378:304.444

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.26

Гилязова О.С.1 (Екатеринбург, Россия) — Olga_gilyazova@mail.ru, Замощанская А.Н.1 (Екатеринбург, Россия) — a.n.kolobaeva@urfu.ru

1Уральский федеральный университет

Аннотация. Одним из наиболее значительных событий в российской системе высшего образования стал выход из Болонского процесса, что вызывает вопрос о ее дальнейшем пути развития. Цель статьи: осмыслить ставшую актуальной в связи с исключением России из Болонского процесса дилемму «советские традиции – болонские инновации». Данная дилемма рассматривается через призму выявленных авторами (и составляющих научную новизну статьи) взаимосвязанных дихотомий: между «дедуктивной логикой» обучения (от общего к частному, от теории к практике), присущей германской (гумбольдтовской) модели (ставшей основой российской дореволюционной и советской систем образования) и «индуктивной логикой» обучения (от частного к общему, от практики к теории), принятой в англосаксонской модели высшего образования (ставшей основой Болонского процесса); между моно- и полиуровневыми системами высшего образования; между традиционностью и инновационностью; между восприятием образования как социально значимого блага и как услуги. В ходе анализа вызревает понимание, что не существует такой модели образования, которая могла бы претендовать на статус универсальной. Это понимание позволяет авторам выработать некоторые рекомендации: предоставить возможность вузам использовать потенциал той модели, которая в наибольшей степени им соответствует: советской (или ее первоосновы – гумбольдтовской) модели – вузам, ориентированным на науку, болонской модели – практико-ориентированным вузам, или же позволить им принять гибридную модель, сочетающую достоинства обеих моделей; распределить ответственность за качество подготовки кадров между студентом, вузом и работодателем; институционализировать непрерывное образование (в контексте которого высшее образование предстает хоть и важным, но не окончательным этапом образования).

Ключевые слова: Болонский процесс, бакалавриат, вуз, высшее образование, компетентностный подход, магистратура, модель высшего образования, непрерывное образование, педагогика, специалитет.

Список источников:

  1. Болонский процесс: история и перспективы // Юрист ВУЗа. 2022. № 10. С. 24-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49501773
  2. Васильева Н.В., Васильев К.В. К вопросу о переосмыслении глобальных подходов и практик в отечественном профессиональном образовании // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 451-460. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.39
  3. Гилязова О.С., Замощанская А.Н., Замощанский И.И. К вопросу о формировании универсальных компетенций в современном высшем образовании: теоретические подходы и логика эффективности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7 (99). С. 152-157. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.21
  4. Гребнев Л.С., Кирабаев Н.С., Шейнбаум В.С., Зборовский Г.Е., Лукашенко М.А. «Высшее образование в России»: 30 лет научной рефлексии (круглый стол) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 12. С. 150-166. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-150-166
  5. Жураковский В.М., Подуфалов Н.Д. «Выход из Болонского процесса» и инженерное образование в России // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: коллектив. моногр. — М., 2022. С. 143-159. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49778238
  6. Исхакова Р.Ф. Российское высшее образование: участие в болонском процессе // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 4 (65). С. 61-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50415424
  7. Каюмов О.Р. О границах применимости компетентностного подхода в высшем образовании // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 150-155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25867214
  8. Кетова Л.П. Болонская система высшего образования – «прожитый этап» для России, что дальше? Ожидания и надежды преподавательского корпуса // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. 2022. № 2. С. 126-138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49489822
  9. Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 9-24. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24
  10. Кочетков М.В. Обучающий или услуживающий? Размышления в связи с федеральным законом «Об образовании в РФ» // Педагогика. 2017. № 10. С. 62-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32619762
  11. Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Болонский тупик… что дальше? // Alma Mater (Вестник Высшей Школы). 2022. № 11. С. 10-21. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.11-22.010
  12. Сорина Г.В., Гуров Ф.Н. Гуманитарное импортозамещение: что стоит за исключением России из Болонского процесса? // Сибирский философский журнал. 2022 Т. 20, № 2. С. 57-67. DOI: 10.25205/2541-7517-2022-20-2-57-67
  13. Хуако Э.Р. Болонский процесс в России: потери и достижения // Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. Майкоп, 2022. C. 227-235. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49399318
  14. Шуталева А.В., Циплакова Ю.В., Керимов А.А. Гуманизация образования в цифровую эпоху // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 31-43. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.3
  15. Anderson-Levitt K., Gardinier M.P. Introduction contextualising global flows of competency-based education: Polysemy, hybridity and silences // Comparative Education. 2021. Vol. 57(1). P. 1-18. DOI: https://doi.org/10.1080/03050068.2020.1852719
  16. Hinchliffe G. Graduate Employability and Lifelong Learning: A Need for Realism? // P. Hager (Ed.). Graduate Attributes, Learning and Employability. Springer, 2006. P. 91-104. DOI: https://doi.org/10.1007/1-4020-5342-8_5

Библиографическая ссылка: Гилязова О.С., Замощанская А.Н. Дилемма «советские традиции – болонские инновации»: к вопросу о выборе модели российского высшего образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 308-317. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.26