ISSN 2409-7616

Плащевая Е.В., Иванчук О.В., Ланина С.В.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

УДК 378:004

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.01

Плащевая Е.В.1 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru, Иванчук О.В.2 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru, Ланина С.В.3 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru

1Амурская государственная медицинская академия

2Астраханский государственный медицинский университет

3Благовещенский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения цифровых технологий при изучении физики в медицинском ВУЗе. Обоснована актуальность цифровизации в образовательном процессе. Выявлены психологические потребности обучающихся, влияющие на выбор тех или иных цифровых технологий для учебных целей. Отмечено, что применение цифровых технологий при изучении отдельных учебных дисциплин в профессиональном образовании обусловлено не только требованиями общества, но и индивидуальными потребностями молодого поколения в получении, обмене информации, самоорганизации, саморазвитии, повышении активности. Выделены разделы и примерные темы курса физики, предназначенных для медицинских ВУЗов. Особое внимание уделено возможностям виртуального физического эксперимента с использованием цифровых технологий. Сделан вывод о том, что при применении цифровых технологий при изучении физики в медицинском ВУЗе необходимо учитывать а) динамику цифровизации медицины и здравоохранения, что позволяет внедрять в образовательный процесс изучение современных разработок, б) психологических потребностей обучающихся, которые оказывают  влияние на выбор тех или иных цифровых инструментов в учебных целях, а также для самоорганизации и саморазвития, в) возможности виртуализации и визуализации экспериментов, позволяющие посредством специальных программ и сервисов организовать виртуальные лабораторные эксперименты, направленные на развитие самостоятельности, развитие мотивации, практических навыков, исследовательских и творческих способностей, индивидуализация обучения.

Ключевые слова: цифровизация, физика, цифровые технологии, виртуальный физический эксперимент, индивидуализация обучения.

Список источников:

  1. Жбанников П.С., Горохов В.И. Современные подходы к непрерывному профессиональному образованию специалистов в медицинском вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 149-157. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-149-157.
  2. Смирнов А.В. Цифровое общество: теоретическая модель и российская действительность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1. С.129-153. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.1.1790
  3. Муталипов М.М., Атлуханова Л.Б., Труженикова С.Е. Качество физического образования в медицинских вузах: фундаментальнометодологический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4 (71), С.187-191.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35576087
  4. Ramankulov S., Dosymov Е., Turmambekov Т. Integration of Case Study and Digital Technologies in Physics Teaching Through the Medium of a Foreign Language // iJET. 2020. Vol. 15, No. 4. P. 142-157. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v15i04.11699
  5. Нефедьев Л.А., Гарнаева Г.И., Низамова Э.И Цифровизация физического эксперимента при подготовке физиков педагогического направления // Казанский педагогический журнал. 2021. №1. С.140-148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45724756
  6. Kristak L., Němec M., Danihelová Z. . Interactive Methods of Teaching Physics at Technical Universities // Informatics in Education. 2018. Vol. 13. P.51-71. DOI: https://doi.org/10.48550/arXiv.1302.2863
  7. Pettersson F. On the issues of digital competence in educational contexts – a review of literature  // Educ Inf Technol. 2018. Vol. 23. P. 1005-102. DOI:https://doi.org/10.1007/s10639-017-9649-3
  8. Барышникова И.А., Абикенова Ф.С., Жиенбаева К.М. Преимущества использования дистанционных платформ в проблемно-ориентированном обучении // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 115-122. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-115-122
  9. Яницкий М.С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2019. № 2 (34), С.38-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39243353
  10. Salikhova, N.R., Lynch, M. F., Salikhova, A. B. Psychological Aspects of Digital Learning: A Self-Determination Theory Perspective // Contemporary Educational Technology, 2020. Vol. 12(2), pp. 280. DOI: https://doi.org/10.30935/cedtech/8584   
  11. Рассказова Е.И., Солдатова Г.У. Психологические и пользовательские предикторы отношения к учебе студентов в период дистанционного обучения в условиях пандемии// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 1. С. 26–44. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-1-26-44
  12. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 105-115. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-105-115.
  13. Поскребышева Д.А. Проблемы дистанционного обучения физике студентов медицинских вузов в период пандемии COVID-19 // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48250714
  14. Чекалина Т.А., Тумандеева Т.В., Максименко Н.В. Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 44–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36296932
  15. Усачева О.В., Черняков М. К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 53-62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62.

Библиографическая ссылка: Плащевая Е.В., Иванчук О.В., Ланина С.В. Особенности применения цифровых технологий при изучении физики в медицинском вузе // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 7-15. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.01