ISSN 2409-7616

Хисматулина Н.В., Пугачева С.А., Малкова Т.В.

СПЕЦИФИКА ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОСНОВАНИЯ В РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ [In English]

УДК 378.16

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.26

Хисматулина Н.В.1 (Санкт-Петербург, Россия) — khisnatalya@yandex.ru, Пугачева С.А.1 (Санкт-Петербург, Россия) — pugacheva.7575@mail.ru, Малкова Т.В.1 (Санкт-Петербург, Россия) — tatyanamalkova@gmail.com

1Санкт-Петербургский университет МВД России

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению задачного подхода как методологического основания в разработке профессионально ориентированных учебных материалов для обучающихся образовательных организаций высшего образования. Авторами отмечается разница между интерпретацией задачного подхода зарубежным педагогическим сообществом, которое рассматривает его исключительно в рамках иноязычного обучения с акцентом на прикладное его применение в осуществляемой деятельности (обучить языку «в действии»), и его определением отечественными исследователями, отличающимся глубокими теоретическими обоснованиями. В статье подчеркивается смежность понятий «задачный подход» и «проблемный подход», нередко приводящая к некорректному их смешению; представлены характерные их особенности, выявлены различия и сходства, показаны варианты их применения в разработке заданий в учебной дидактике. Особое внимание уделено становлению задачного подхода под влиянием различных психологических теорий – механистической теории детерминизма, гештальт-теории, теории отражения, теории деятельности. Обозначенные теории по-разному определяют характер задачи, механизм ее решения и роль личностных характеристик самого субъекта деятельности, что видится значимым в разработке концепции профессионально ориентированной дидактики на основе задачного подхода. Речь идет о движении от рутинных задач, выполняемых механически по заданному алгоритму для отработки определенных умений и навыков, до нерутинных задач, требующих от участника учебного процесса индивидуального креативного подхода в их разрешении. Отмечается, что выявленные признаки самих задач, определяют содержательный компонент заданий, разработанных в рамках задачного подхода.

Ключевые слова: задачный подход, проблемный подход, профессионализация образования, методология, учебно-методическое обеспечение, учебные издания, учебник, компетентный специалист.

Список источников:

  1. Moore P. Task-based language teaching. 2018. — P.1-7. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118784235.eelt0175
  2. Masuram J., Sripada N. Developing spoken fluency through task-based teaching // Procedia Computer Science. 2020. Vol. 172. P.623-630. DOI: 10.1016/j.procs.2020.05.080
  3. Ha N., Lộc N., Tuyen T. Task-based approach: an overview // European Journal of English Language Teaching. 2021. Vol.7. P.1-10. DOI: 10.46827/ejel.v7i1.4090
  4. Mäkiö E., Mäkiö J. Teaching critical thinking – a task-based approach: work in progress. International Conference on Technology and Innovation in Learning, Teaching and Education. — Cham: Springer, 2023. — P. 12-25 DOI: 10.1007/978-3-031-22918-3_20
  5. Pol A. Task-based approach in English language teaching and learning // International Journal of English Learning & Teaching Skills. 2022. Vol.4.  P.1-22. DOI: 10.15864/ijelts.4205
  6. Vasylyshyna N. Task-based approach in the frame of professional preparation at universities // Engineering and Educational Technologies. 2020. Vol. 8. P.8-17. DOI:10.30929/2307-9770.2020.08.02.01
  7. Suleymanova G. The role of teacher and student in the task-based approach in teaching English // Scientific Work. 2020. Vol. 60. P.99-102. DOI:10.36719/2663-4619/60/99-102
  8. Rozati S. Language teaching and task based approach // Theory and Practice in Language Studies. 2014. Vol. 4.  P.1273-1278. DOI:10.4304/tpls.4.6.1273-1278
  9. Littlewood W. The task-based approach: Some questions and suggestions // ELT Journal. 2004. Vol. 58, No. 4. P.319-330. DOI:10.1093/elt/58.4.319
  10. Du Y., Chen L., Hu B., Patterson D., Wang H. Facilitating experience reuse: towards a task-based approach // Lecture Notes in Computer Science. 2010. No. 6291. P.494-505. DOI:10.1007/978-3-642-15280-1_45
  11. Kormos J., Trebits A. The role of task complexity, modality and aptitude in narrative task performance // Language Learning. 2012. Vol. 62. P.439–472. DOI:10.1111/j.1467-9922.2012.00695.x
  12. Аверкиева Г.В. Реализация задачного подхода к подготовке студентов вуза как детерминанта инновационного развития высшего образования // Актуальные проблемы лингвистики, лингводидактики и переводоведения. Материалы Международной научно-практической конференции. — Омск: Омский государственный технический университет, 2021. — С. 7-10. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46639005
  13. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  14. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. — М.: Мысль. 1970. — 191 с.
  15. Бухарова Г. Д. Основные понятия теории решения задач и теории обучения решению задач // Образование и наука. 2011. № 3 (82). С.44-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16384050
  16. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Чихутова А.Д. Задачный подход при реализации технологии кейс-обучения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 2, № 7 (33). С.130-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36529829
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М.: Педагогика, 1989. Т.1. — 488 с.

Библиографическая ссылка: Хисматулина Н.В., Пугачева С.А., Малкова Т.В. Специфика задачного подхода как методологического основания в разработке учебных изданий для образовательных организаций высшего образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 321-329. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.26